ВНИМАНИЕ!

В Забайкальском краевом комитете КПРФ сменился номер телефона.

Вы можете позвонить нам по следующим номерам:

8 (3022) 21-71-66,

8 (3022) 36-54-44

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ Забайкальского краевого комитета КПРФ

8-800-3022-114

Звонки для всех абонентов БЕСПЛАТНЫЕ

Счетчик посещаемости

Рейтинг@Mail.ru

Официальный сайт ЦК КПРФ

Реформа здравоохранения - планомерный развал под благовидной вывеской

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Как-то незаметно подкралась малоприметная дата: годовщина развернутой в Забайкальском крае «политики оптимизации здравоохранения». Любые сроки здесь, конечно, условны. Статистики проводимой реформы здравоохранения до сих пор нет, но происходящее уже вызывает у населения тревогу и основанное на жизненном опыте ощущение того, что все будет плохо…

Начало реформы в здравоохранении медицинские работники и жители нашего края восприняли с энтузиазмом. Все ожидали от грядущих преобразований повышения квалификации медицинских работников, стабильного повышения их заработной платы, внедрения новых современных технологий, повышения качества и доступности медицинской помощи. Тем более, что чиновники от медицины уверяли, что основной целью реформы является улучшение медицинского обслуживания населения.

Спустя год все увидели, что под разговоры о повышении эффективности и оптимизации случилась очередная кампанейщина, организованная министерством здравоохранения края по циничному урезанию коечного фонда, закрытию и реорганизации медицинских учреждений. За фасадом слов о благородных целях проводимых реформ скрывается весьма прозаичная задача – сократить расходы бюджета на здравоохранение, поскольку известно, что сокращения, слияния, поглощения в социальной сфере начинаются всякий раз, как скудеет госказна.

Самым показательным является уничтожение первичной медико-санитарной помощи, в том числе участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов на селе, которые, в том числе, обеспечивают доступность медицинской помощи. По сути, началось повальное уничтожение первичного звена. Того звена доступной медицинской помощи, которое является базовым и основным во всем мире. Даже Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), определяя состояние здравоохранения в той или иной стране, в первую очередь руководствуется не научными медицинскими разработками, не состоянием структурных подразделений системы здравоохранения, а доступностью медицинской помощи.

Всем, кто посещает поликлиники, известно о больших очередях на приём к врачам и на госпитализацию в стационары, нехватке «узких» специалистов, участковых терапевтов и педиатров. Ожидание в очереди на приём к неврологам, окулистам, хирургам, дерматологам и другим «узким» специалистам растягивается до двух и более недель. Центральные районные больницы расположены на значительном расстоянии от мест проживания сельчан. Дороги плохие, а межпоселенческое и внутрипоселенческое автобусное сообщение нерегулярное или вовсе отсутствует. Нанять частную машину стоит до 1000 рублей. С момента начала реформирования здравоохранения к депутатам фракции КПРФ поступили и продолжают поступать многочисленные обращения от жителей многих районов нашего края и города Читы. Проблемы в обращениях идентичны: сокращение коек, объединение медицинских учреждений, закрытие больниц, в том числе участковых, фельдшерско-акушерских пунктов, снижение доступности медицинской помощи.

Показателен пример с закрытием участковой больницы в посёлке Кличка Приаргунского района. Жители этого населённого пункта, некогда известного в стране крупным горнодобывающим комбинатом, долгое время пытались сохранить участковую больницу. В коллективном письме они поднимали вопрос о том, что закрытие этого медицинского учреждения повлечет серьёзные медицинские и социальные последствия. Население посёлка составляет 1700 человек, из которых половина – пенсионеры, люди, перешагнувшие черту молодости. Многие имеют хронические заболевания, нуждаются в систематическом медицинском наблюдении и периодической стационарной помощи. Превалирующее большинство ограничено в финансовых средствах. Добираться до районной больницы Приаргунска сложно - дороги плохие, автобусное движение нерегулярное. Районная поликлиника и стационар перегружены. Часами, а иногда и днями больные ждут очереди на приём и неделями - на обследование и госпитализацию в ЦРБ.

Неоднократные обращения населения к министру здравоохранения, Губернатору Забайкальского края не возымели действия. Мнение населения, потребителей медицинских услуг, для кого собственно и декларируется проведение модернизации и реформирования, не было принято во внимание.

В этой связи хочу напомнить о бюджетной составляющей в финансировании учреждений социальной сферы, включая здравоохранение. Бюджет – это деньги налогоплательщиков. Все проводимые реформы по этим вопросам должны согласовываться и, если хотите, получать одобрение налогоплательщиков, т.е. забайкальцев, которые должны стать главными экспертами при проведении реформирования медицины. Можно ли говорить о согласовании и одобрении населением проводимых реформ, когда краевое министерство здравоохранения во главе с г-ном Лазуткиным не удосужилось объяснить, что такое реформа и какова её цель. Происходит непонимание того, что пациент - такое же звено системы здравоохранения, как и все остальное, более того, самое важное звено. Отсутствие тщательного планирования, комплексного подхода к реформе, информационной кампании накануне и в ходе реформы, отсутствие критериев реорганизации медицинской помощи, просчёта возможных рисков, по сути, обрекают саму реформу на провал.

Депутаты нашей фракции неоднократно обращались к М.Н. Лазуткину с просьбой объяснить суть преобразований медицинской отрасли, представить экономическое обоснование и ожидаемый результат. Однако внятных объяснений министром представлено не было, из чего сложилось впечатление, что реформа проводится «вслепую», с учётом только экономической составляющей. В то же время министерство здравоохранения пытается убедить всех в том, что неустанно заботится о качестве медицинской помощи. О каком качестве может идти речь, если мы не можем обеспечить населению элементарную доступность медицинской помощи?

При проведении реформирования акцент в организации медицинской помощи делается на амбулаторно-поликлиническое звено, что, с моей точки зрения, неправильно. Люди, перейдя в основном на амбулаторное лечение, не имея средств на обследование и лечение в платных медицинских учреждениях, могут вообще забросить свое здоровье. У них просто не будет возможности ходить по врачам, отстаивать огромные очереди и неделями ждать приёмов у специалистов в муниципальных и государственных поликлиниках. Затраты на медицину снизятся, вот только смертность значительно возрастет.

В этой связи сокращение коек круглосуточного пребывания вызывает совершенно обоснованные протесты, как пациентов, так и медицинских работников по причине существующих проблем с госпитализацией.

По имеющейся статистике, с 1991 года количество койко-мест в крае сократилось с 19 до 12 тысяч. За 2013 год министерством сокращено 723 койки круглосуточного пребывания (6,2%). Больные с хроническими заболеваниями ждут очереди на госпитализацию по 2-3 и более недель. При этом отмечается рост болезненности населения (распространённость  зарегистрированных заболеваний, как вновь возникших, так и ранее существовавших). В 2013 году отмечен значительный рост материнской и младенческой смертности с превышением в 2,5 раза идентичных показателей по России и Сибирскому федеральному округу. Последние показатели настораживают. Известно, что диспансерное наблюдение женщин детородного возраста, постановка на учёт по беременности, дальнейшее наблюдение и обследование осуществляет первичное звено. В сельской местности эту работу ведут фельдшерско-акушерские пункты и участковые больницы. Не исключено, что рост материнской и младенческой смертности в 2013 году - и есть первые безрадостные итоги начатой реформы в здравоохранении Забайкальского края.

Краевое министерство планирует оптимизировать бюджетные расходы путём объединения лечебных учреждений по принципу: «Есть несколько плохих больниц, из них можно сделать одну хорошую». Например, г-ном Лазуткиным вынашивается идея создания медицинского кластера на улице Коханского. Известно, что там располагаются три крупных медицинских учреждения: краевая клиническая больница, Диагностический центр и Академия здоровья. Последнее учреждение, кстати, частное. Подобный кластер можно расценивать как вариант государственно-частного партнёрства в области медицины, где медицинские услуги по большей части будут платными. Это вариант «вталкивания» населения в платные услуги и отказа от обеспечения наших граждан законодательно гарантированной бесплатной медицинской помощью (Конституция РФ  ст. 41, Закон об охране здоровья граждан).

Уверен, необходимо стремиться к снижению влияния частного капитала на сферу медицинской помощи, потому что бизнес на болезнях людей не допустим, а усиление роли частного капитала приведет к зависимости государства и здоровья людей от коммерческих интересов отдельных лиц, что не допустимо. Неизбежное же стремление частного капитала к сокращению расходов может лишить больных самого необходимого, даже лекарств в стационарах.

В одном из недавних интервью министр здравоохранения России Вероника Игоревна Скворцова заявила: «Мы считаем нецелесообразным дальнейшее сокращение коечного фонда. Наоборот, предстоит его развитие: необходимо открывать паллиативные и реабилитационные койки, в которых у нас острый дефицит». Противоположного мнения, судя по его действиям, придерживается министр здравоохранения края Лазуткин. Им принято решение о закрытии нескольких учреждений и отделений реабилитационного направления. Ликвидируются медицинские учреждения, хорошо зарекомендовавшие себя на рынке медицинских услуг: отделения реабилитации ГУЗ «Краевая больница восстановительного лечения №3», краевая больницы восстановительного лечения №2, №5 (санаторий «Горняк»), №1 (санаторий «Ямкун»). В эти учреждения направлялись пациенты на долечивание и реабилитацию. К чему приведёт подобная реформа? Жители Забайкалья с различными заболеваниями лишатся возможности пройти полноценный курс реабилитации и долечивания после стационарного лечения. Предлагаемая г-ном Лазуткиным в качестве альтернативы всем этим закрывающимся учреждениям ГУЗ «Краевая больница восстановительного лечения №4 «Смоленка» и ГУЗ «Забайкальские санатории» (Дарасун) не смогут выполнить и половины функций и нагрузки, которые выполнялись вышеперечисленными учреждениями. После выписки из стационаров пациенты пополнят очереди в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Можно не сомневаться в том, что количество осложнений и смертность увеличится.

Кто может остановить эту варварскую реформу? Губернатор? Министр здравоохранения России? Президент Путин? Жители вышеупомянутого посёлка Кличка обращались к министру здравоохранения РФ и Президенту… О результате я уже упомянул.

Я считаю, что уже сегодня по итогам 2013 года на территории края обозначился срыв реализации указа №597 и утвержденных региональных «дорожных карт». Согласно «дорожным картам», в 2013 году зарплаты врачей должны были достичь 130-140 процентов от средней по региону, то есть составить в среднем 35 тыс. руб. Соответствующие повышения должны были произойти с зарплатами среднего и младшего медицинского персонала. На самом деле зарплаты основной массы медработников на ставку остаются в полтора, в два, а порой и в три раза меньше установленных сумм. Для того, чтобы получить продекларированную министром здравоохранения и Губернатором края сумму, медики повсеместно работают на полторы-две ставки, а их непрерывный рабочий день с учетом ночных дежурств нередко длится по 34 часа. Региональные чиновники уже отчитываются перед Москвой, Федеральным инспектором по Сибирскому округу и в СМИ о полном выполнении заданий по повышению зарплаты. Фактически речь идёт о масштабной фальсификации и дискредитации данных на самом высоком уровне. Подтверждением тому явилась конфликтная ситуация в читинском городском родильном доме, где группа медицинских работников написала заявление об увольнении по причине низкой заработной платы.

К сожалению, очень трудно в формате газетной статьи более подробно изложить все проблемы такой сферы, как здравоохранение.

Считаю, что все преобразования в системе охраны здоровья должны отвечать двум главным критериям: хорошо ли будет от этого, с одной стороны, населению и, в частности, пациентам, а, с другой стороны, врачам, медсестрам и другим медработникам, и что они от этих преобразований получат, устроит ли их это. При этом нужно помнить, что охрана здоровья - это «живая» система, и ошибки в реализации реформ могут отразиться на многих людях и даже поколениях, на их здоровье.

С полной уверенностью могу сказать, что депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края фракции КПРФ используют свой социальный статус и авторитет для сохранения бесплатной, квалифицированной, качественной, доступной медицинской помощи, защиты конституционных прав населения Забайкальского края на бесплатную медицинскую помощь.