ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ Забайкальского краевого комитета КПРФ

8-800-3022-114

Звонки для всех абонентов БЕСПЛАТНО

Павел Грудинин - народный кандидат

ВЫБОРЫ 2018: какой твой выбор?

Всё о ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РФ 2018

Счетчик посещаемости

Рейтинг@Mail.ru

Официальный сайт ЦК КПРФ

Лазуткин – эффективный менеджер?

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

В одном из интервью Губернатор Забайкальского края Константин Ильковский сказал: «Есть нынешняя экономическая реальность, есть большие сложности с краевым бюджетом. Важен каждый бюджетный рубль…». Лучше не скажешь. Грамотная, взвешенная оценка реального положения финансовой ситуации в крае и, по сути, установка к действию каждого члена регионального правительства. Как выполняют подчинённые рекомендации руководителя? Например, тот, кого сам Константин Константинович называет «эффективным менеджером»?

Создание в декабре 2014 года Центра материально-технического обеспечения (ЦМТО) в целях осуществления министерством здравоохранения закупок для медицинских учреждений вызвало немало разговоров, по большей части негативных. Возможно, в памяти забайкальцев ещё свежа нашумевшая история с закупом дорогостоящего оборудования для краевого онкологического диспансера. Журналистам даже удалось найти довольно интригующие факты о медицинской компании «Юникс», интересы которой лоббировал тогда ещё исполняющий обязанности регионального министра Лазуткин. Генеральный директор этой компании Арам Бекчян проходил подозреваемым по нескольким коррупционным уголовным делам, связанным с закупкой медоборудования. Управление федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю после проверки действий министерства выявило нарушение антимонопольного законодательства. Краевой арбитражный суд полностью поддержал выводы УФАС, признав действия регионального министерства незаконными.

Трудно сказать, прошли ли эти факты незамеченными Губернатором и членами правительства, но выводы сделаны точно не были. Иначе как можно объяснить принятие постановления Правительства Забайкальского края от 09.12.2014 г. №684, согласно которому закупки для медучреждений должны осуществляться не через региональный департамент госзакупок, а через вышеупомянутый Центр материально-технического обеспечения (ЦМТО), подчинённый министру Лазуткину. Этот правовой акт должностные лица контрольно-счётной палаты Забайкальского края, проводившие проверку использования средств бюджета, направляемых на закупки для министерства здравоохранения и его подведомственных учреждений, назвали «недостаточно проработанным». Не был предусмотрен переходный период, в течение которого созданная при министерстве здравоохранения структура смогла бы полностью взять на себя все полномочия по закупкам.

Новый порядок закупок должен был вступить в силу с 1 января 2015 г. ЦМТО оказался не готов, и смог приступить к осуществлению своих функций только 1 февраля. По рекомендации министерства здравоохранения, медицинские учреждения в течение декабря 2014 г. и января 2015 г. проводили закупки самостоятельно у единственного поставщика без проведения торгов в нарушение закона №135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом было проведено закупок на сумму 31 850 908,59 рублей. Комиссия краевого УФАС признала виновным региональное правительство в части подписания постановления, которое «повлекло к ограничению конкуренции и в бездействии при сложившейся ситуации». Министр здравоохранения Лазуткин отделался штрафом в 30 тысяч рублей.

Слова Татьяны Касаткиной, работавшей начальником отдела лекарственного обеспечения краевого Минздрава, сказанные ею в мае прошлого года, показывают результат приобретения медицинских препаратов и изделий медицинского назначения у единственного поставщика: «У нас есть неоплаченные контракты за 2013-2014 годы, кредиторская задолженность перед поставщиками составляет сегодня 16,5 миллиона рублей. Неудивительно, что поставщики лекарств (а они практически одни и те же, то есть выбирать минздраву не из кого) просто-напросто не выходят на аукционы».

В ситуации с большой кредиторской задолженностью и дистрофичным краевым бюджетом рачительный хозяин (читайте эффективный менеджер) будет делать всё, чтобы сэкономить деньги. Эту цель преследовало и создание ГКУ «ЦМТО медицинских организаций». К сожалению, результаты проверки специалистами контрольно-счётной палаты использования средств бюджета края, направляемых на закупки для министерства здравоохранения и его подведомственных учреждений, говорят об обратном.

При выборочной проверке обоснования начальной (максимальной) цены контракта на жизненно важные лекарственные средства проверяющими было выявлено 72 случая необоснованного завышения начальной цены, что составило 25 117 141,82 рублей. При расчёте и обосновании начальной цены контракта заказчиком принималась цена, превышавшая зарегистрированную предельную отпускную цену производителя с учётом налога на добавленную стоимость. Это противоречит установкам нормативно-правовых актов, регулирующих оборот жизненно важных лекарственных средств и формирование начальной (максимальной) цены контракта на них. И, как результат, неправомерное расходование бюджетных средств и средств медицинского страхования на сумму 28 370 315,6 рублей. Указанные нарушения подпадают под ст. 7.32 КоАП РФ. И здесь свое веское слово скажут, я думаю, сотрудники правоохранительных органов.

Подобные нарушения стали возможными не только из-за отсутствия должного контроля за деятельностью подведомственных учреждений, но и «вольного» обращения с антимонопольным законодательством самого краевого министерства здравоохранения. В частности, это ведомство заключило контракт на услуги по приёмке, хранению и доставке лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания с подведомственным ему учреждением ГУП «Аптечный склад» на сумму 77 335 365 рублей. При определении начальной (максимальной) суммы контракта на вышеперечисленные услуги минздрав руководствовался не ст. 22 Закона №44-ФЗ, а исходил из определения стоимости услуг в размере 20% от объёма средств, предусмотренных на закупку лекарственных препаратов. Сравнивая затраты на подобные услуги в других, более благополучных в финансовом отношении регионов (Пензенская область - 13,5 %, Республика Татарстан - 14%, Псковская область - 12,5%), можно усомниться в том, что министерство здравоохранения Забайкальского края уделяло внимание экономии бюджетных средств. По оценке проверявших специалистов, объём неэффективных расходов на оплату услуг ГУП «Аптечный склад» в 2015 году составил 23,2 млн. рублей.

Не меньше нарушений было обнаружено специалистами контрольно-счетной палаты при организации закупок услуг лечебного питания для пациентов стационаров. Для понимания масштабов расходования бюджетных средств на питание пациентов приведу несколько цифр. Объём закупок на 2015 год всех краевых медицинских учреждений составил 297 634 933 рублей. Проверенные учреждения заключили контракты на обеспечение питанием на общую сумму 91 703 076 руб. Все контракты были заключены с ООО «Мед-Фуд» - единственной организацией, по сути, монополистом на рынке данных услуг края. Фактически закупки осуществлялись без проведения аукционов, неконкурентным способом, и поэтому начальная (максимальная) цена не корректировалась в сторону понижения.

Впечатляет и разница в стоимости при организации питания пациентов в самих лечебных учреждениях и стоимости услуг, оказываемых ООО «Мед-Фуд». Например, в ГУЗ «Краевая детская клиническая больница» при самостоятельном закупе продуктов и приготовлении в больничном пищеблоке штатными работниками стоимость питания одного койко-дня ниже в 2,5 раза, в ГКУЗ «Краевая психиатрическая больница №1» - в 1,3 раза, а в ГУЗ «Краевой онкологический диспансер – в 2,2 раза стоимости единицы услуги, оказываемой ООО «Мед-Фуд». Проверяющие расценили отказ от организации лечебного питания силами учреждений здравоохранения «как экономически необоснованный». Более того, они сравнили стоимость услуг по обеспечению лечебным питанием аутсортинговыми, аналогичными ООО «Мед-Фуд» организациями в соседних регионах. В Новосибирской и Иркутской областях подобные услуги дешевле в 2,2 раза, в Кемеровской – в 1,7.

По мнению контрольно-счётной палаты, «стоимость услуг лечебного питания, закупаемых учреждениями здравоохранения Забайкальского края у ООО «Мед-Фуд», является очевидно завышенной». Объём неэффективно использованных средств на эти цели в 2015 году составил 148,8 млн. рублей, или 50% от использованных на эти цели средств.

Общая сумма от неправомерного и неэффективного расходования бюджетных средств только по вышеперечисленным позициям составила более 200 миллионов рублей.

Организация работы ЦМТО заслуживает особого внимания. Сегодня в крае имеется два учреждения, выполняющих одинаковые функции - ГКУ «ЦМТО медицинских организаций» и ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок». К компетенции первого относится одна треть всех закупок края при штатной численности 22 единицы и бюджетной смете 12 151, 4 тыс. руб. Для сравнения, в ГКУ «Забайкальский центр государственных закупок» 19 штатных единиц при бюджете 10 000,7 тыс. рублей.

Сбои в работе ЦМТО, начавшиеся с самого начала его создания, продолжались в течение всего минувшего года. Проверяющими выявлено 57 случаев нарушения сроков проведения работ с поступившими заявками заказчиков (вместо положенных 10 дней до 2-х месяцев). С учётом специфики закупаемых товаров медицинского назначения подобные нарушения приводят к несвоевременному осуществлению закупок, созданию дефицита в медицинских учреждениях лекарственных средств, в том числе жизненно важных, изделий медицинского назначения и расходных материалов.

Не выполнял «ЦМТО медицинских организаций» и прописанный в его Уставе анализ поданной заказчиком заявки в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта и описания объекта закупки. Выборочной проверкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта на жизненно важные лекарственные средства установлены 72 случая необоснованного завышения этой цены заказчиком на сумму 25 117 414 82 рублей. И эти нарушения не были выявлены специалистами ГКУ ЦМТО на этапе анализа поданных заказчиком заявок.

Налицо ненадлежащее исполнение данным учреждением возложенных на него функций. Что стоит за этим? Недостаточная квалификация персонала в сфере закупок, не позволяющая, по мнению специалистов контрольно-счетной палаты, «обеспечить в полном объёме принцип профессионального заказчика». А может быть ведомственная подчинённость ГКУ «ЦМТО медицинских организаций» минздраву Забайкальского края? Какая может быть требовательность и независимая объективность в оценках, если заказчиком является сам руководитель? По мнению специалистов, подобный симбиоз «создаёт дополнительные риски коррупционного характера», а наличие в нашем крае с огромной дырой в бюджете «двух казённых учреждений, на которые возложены одинаковые функции по закупкам, является нецелесообразным».

В заголовке статьи стоит знак вопроса. Анализ представленного материала позволяет убрать его и сделать вывод, не совпадающий с мнением Губернатора. Министр краевого здравоохранения Михаил Лазуткин - неэффективный менеджер!

ЗА КПРФ!!!

Edit

Amount of short articles:

Amount of articles links:

You can order sections with dragging on list bellow:

  • ЗА КПРФ!!!
Сохранить
Отмена
Reset