ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.09.2020, 09:32

Реформа местного самоуправления: очередной трюк власти?

Начатая в крае реформа местного самоуправления породила массу слухов и вопросов. В нашу редакцию обращаются жители сельских поселений с просьбой разъяснить суть проводимых преобразований и отношение к ним коммунистов.

Законом № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была создана двухуровневая структура муниципальной власти. В первый уровень входили городские и сельские поселения со своими советами депутатов и главами, а на втором уровне находился глава и совет муниципального района. Реформа обещала развитие местного самоуправления, а целью предписываемых законом преобразований было «повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и приближение к населению муниципального уровня публичной власти». В результате была создана абсолютно унифицированная модель местного самоуправления, вводимая на всей территории страны, определяющая с большой точностью формы, порядок образования и функционирования местных органов власти вне зависимости от субъекта Федерации.

В мае текущего года был принят Федеральный закон N 87 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Российским регионам предлагается отказаться от двух уровневой модели самоуправления и в рамках существующих границ муниципальных районов осуществить переход к модели единой администрации муниципального района и поселения путём объединения сельских поселений в муниципальные округа.

Иными словами, речь идёт о полной централизации управления. Все поселения, входящие в муниципальные округа, по факту теряют статус самостоятельных муниципальных субъектов, а приобретенные ими гражданские права и обязанности переходят к местной администрации муниципального района.

У них всё становится общим – и власть с их полномочиями, и бюджеты.

Апологеты очередной реформы видят в ней панацею решения многих проблем. На первом месте, как всегда, проблема финансовая, которая, по их мнению, решится благодаря экономии определённых средств и без того дотационных муниципальных бюджетов за счёт сокращения административного аппарата и расходов на выборы. Ну а дальше привычный перечень ожидаемых положительных последствий объединения – от устранения дублирующих полномочий, повышения эффективности управления, упрощения решения проблем жителей поселений и до модного сейчас увеличения инвестиционной привлекательности.

Свои доводы против объединения выдвигают противники муниципального реформирования: увеличение числа безработных, потеря некоторыми категориями сельских жителей ряда льгот в связи с изменением обеспечения бюджета, снижение уровня контроля в отдалённых сельских поселениях, лишение некоторых сельских их собственной техники и другой собственности, и что очень важно, увеличение дистанции между населением и муниципальной властью, ослабление связующего звена между ними на низовом уровне – то есть там, где и формируются первоочередные запросы и потребности жителей.

Мнения депутатов-коммунистов

Ю.Н. Гайдук, руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Забайкальского края: «На сессии Законодательного собрания наша фракция проголосовала против принятия закона о создании муниципальных округов. Считаю, что предлагаемая реформа приведёт к уничтожению демократии в сельской местности.

У этой власти особое, я бы сказал, трепетное отношение к реформированию отраслей. Когда для неё становится очевидным, что отрасль пришла в упадок, говоря простым языком, «загибается», тут же начинается оптимизация и реформирование. Данная реформа не что иное, как «имитация кипучей деятельности» антинародной власти для прикрытия своей неспособности решать такие важные для страны вопросы, как развитие села и повышение уровня жизни жителей. И ещё это очередной её трюк пополнить бюджет за счёт населения».

Н.В. Мерзликин: «Эта реформа не что иное, как признание позорной, антинародной властью своей, если можно так сказать, работы. Единороссы доработались до того, что сёла вымирают, обезлюдили, а оставшееся там население настолько разочаровано в этой власти, в их возможностях решать проблемы односельчан, что стало сложно, а порой и невозможно из числа жителей найти главу администрации и 10-11 депутатов. Уничтожение этого уровня местного самоуправления не что иное, как констатация позора власти. Этот уровень местного самоуправления антинародной властью уничтожался, уничтожается и будет полностью уничтожен».

С.В. Сутурин: «Идея объединения на федеральном уровне возникла ещё в 2018 году. Государственная Дума РФ приняла поправку в ФЗ №131 о возможности создания в муниципалитетах округов. Правовая основа для этого создана и на федеральном уровне, и на уровне многих субъектов Федерации. Конкретно в Забайкальском крае Законодательное собрание норму о возможном создании муниципальных округов внесло в основной закон нашего региона – Устав. После длительной работы депутатов краевого парламента с губернаторскими структурами и правомерного отстаивания в острой полемике интересов муниципальных образований, выборных должностных лиц муниципалитетов, был принят в мае 2020 года закон «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Забайкальском крае». В этом законе тоже прописаны нормы возможного образования муниципальных округов.Решающее слово – быть или не быть муниципальному округу в том или ином районе – остаётся за советами депутатов и, прежде всего, за советами депутатов поселенческого уровня. Если два и более совета проголосуют против образования муниципального округа, то округ образовать будет уже невозможно.Ни район, ни Законодательное собрание, ни губернатор не могут идти вопреки решениям, принятым советами депутатов поселенческого уровня. И это мы все – участники процесса возможного образования муниципальных округов, секретари райкомов КПРФ, депутаты фракций КПРФ, наш партийный актив – должны чётко представлять.

Что собой представляет новое образование в системе местного самоуправления – муниципальный округ? Он образуется в границах существующего муниципального района. На конкурсной основе или на муниципальных выборах (всенародных) избирается глава округа, который возглавляет администрацию округа. Избираются депутаты совета округа по мажоритарной или смешанной системе голосования. При этом первый уровень местного самоуправления упраздняется. В поселениях при этом не избираются ни глава, не депутаты совета поселенческого уровня. Не формируется бюджет поселкового, сельского поселения. А все полномочия от поселений передаются в администрацию округа, и совет депутатов округа. А что и кто остаётся в поселениях? Возможно, будет глава поселения, который будет назначаться главой муниципального округа, и будет состоять в штате администрации округа.

Возможно, в поселениях будут формироваться общественные советы, территориальное общественное самоуправление, институт старост. Таким образом, функции передаются общественности.

Ликвидация первого уровня местного самоуправления, то есть поселенческого уровня, воспринимается неоднозначно. Достаточно много протестов. Протестуют первичные отделения КПРФ, райкомы партии, Забайкальский крайком КПРФ. Чем руководствуется губернатор Забайкальского края, исполнительная власть, управление по местному самоуправлению губернатора, горячо отстаивая идею муниципальных округов? Да и значительная часть муниципалитетов края разделяют эту точку зрения.

Во-первых, за муниципалитетами поселенческого уровня из 38 полномочий осталось, после принятия ещё нескольких лет назад Федерального закона, всего 13 полномочий, которые плохо выполняются.

Во-вторых, в поселениях возникла острая проблема кадров. Огромные сложности по подбору кандидатур на должности глав поселений, депутатов советов. Нередко возникают факты самороспуска советов депутатов. Низкий уровень кадров. Компетентности недостаточно. Исполнение обязанностей крайне плохое.

В третьих – низкая обеспеченность бюджетными средствами на исполнение полномочий. По большей части поселений нашего края бюджеты обеспечены всего на 20-30% к потребности. И зачастую и они используются неэффективно.Да и бюджет Забайкальского края всего на 70% обеспечен исходя из наших потребностей. Перетоки бюджетных средств в районы и поселения крайне ограничены. Бюджетный кризис продолжается.

Образование муниципальных округов в нашем Забайкальском крае – это не самоцель. Все муниципальные районы нельзя подгребать под одну гребёнку. Для создания муниципального округа должны быть объективные предпосылки, а не волевое решение губернатора, или главы того или иного муниципального района.

Тем более преждевременно давать оценку. Муниципальный округ – это панацея от всех наших бед или дальнейший путь разрушения экономики и бюджетной сферы? Округ приведёт или нет к ухудшению социально-экономического положения районов и поселений? Ответов однозначных нет.

Безусловно, для жителей сёл и посёлков могут возникнуть дополнительные трудности и сложности по проблемам жизнеобеспечения. В это следует глубоко вникать.

Исходя из этого, задача крайкома КПРФ, особенно местных и первичных отделений КПРФ, депутатов фракций КПРФ – проявлять высокую активность. Принимать активное участие в публичных слушаниях в поселениях и районах на предмет обсуждения возможного образования муниципальных округов. Не пропускать ни одной сессии советов и в поселениях и в районах. Высказывать и отстаивать свои позиции.

По двум муниципальным районам (Приаргунский и Каларский) подготовлены проекты законов об образовании округов. По трём районам в стадии подготовки законопроектов (Балейский, Ононский, Красночикойский).

В Балее и, особенно, в Красном Чикое активную роль проявляют коммунисты, депутаты фракций КПРФ. В Ононском районе тоже есть протест.

В других районах нужна наша самая активная позиция. Слабость и безынициативность – это не наши методы. КПРФ, секретарям райкомов, первичным отделениям, а также неравнодушным забайкальцам необходимо дать свою оценку, проявить смелость и решительность.

Быть или не быть округу – слово за КПРФ».

Мы представили мнения трёх самых опытных депутатов-коммунистов и вам, жители сельских поселений, решать, поддержать предлагаемую модернизацию системы местного самоуправления или нет. Понятно, что подводных камней в проводимых преобразованиях гораздо больше, чем может показаться. Самый важный момент, который стоит учитывать властям, исходя из опыта проведения реформы местного самоуправления 2003 года – это воля людей. Предыдущая реформа проводилась в принудительном порядке, без учёта мнения населения. Очень важно, чтобы при создании муниципальных округов учитывалось мнение людей и чтобы власти понимали, хотят ли жители района реформы местного самоуправления или нет.