ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.02.2022, 08:10
АВТОР:  Депутаты МР «Акшинский район»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ???

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ??? — Забайкальское краевое отделение КПРФ

В  Госдуму внесён законопроект о местном самоуправлении, которым   фактически упраздняются сельские поселения. Вместо них, документом предусмотрены муниципальные  округа. 

Конечно, основная идея,  это повышение эффективности работы на уровне округа путём концентрации единой власти в администрации округа и  консолидации финансовых и кадровых ресурсов.  Не совсем понимаем, как эти преобразования смогут помочь более качественно выполнять полномочия района и сельских поселений. Ведь от того, что все бюджеты сельских поселений сложатся в одну копилку «бюджет округа», общая сумма не изменится.  Как, и на каких условиях, будут выполнять полномочия поселений, так называемые,  территориальные представительства администрации  муниципального округа, которые будут ведать делами «на местах». Уже никем не оспаривается факт, что «назначенцы» не работают на развитие, они работают на отчёты перед начальством. Да и будущая структура, штат и объём полномочий этих представительств, до настоящего времени, не определены.   

Акшинский район также попал в число районов, где планируется преобразование. Исполнительная власть района проводит активную деятельность по проведению процедуры преобразования, хотя закон ещё не принят Госдумой, и в него уже, предположительно, рекомендовано  внесение около пятидесяти поправок, а вступление нового закона планируется только с 1 января 2023 года, к тому же, переходный период продлится до 1 января 2028 года. Но район бежит впереди паровоза. Во всех сельских поселениях проведены публичные слушания,  буквально за неделю,  по данной теме. Населению даже не дали обдумать данную инициативу. Не зря на публичных слушаниях резонно прозвучал вопрос, почему Глава сначала выдвинул инициативу объединения в округ,  и  только, после,  поехали к народу. Публичные слушания проводятся наспех, торопливо, население не может понять, что на самом деле происходит, до населения не в полном объёме доводится всё, касающееся перемен. Информация о публичных слушаниях не отвечает требованиям законодательства, в том числе и о заблаговременной информированности населения о вопросе проведения публичных слушаний (население должно быть проинформировано не позднее чем за 10 дней до даты проведения слушаний). Удалось побывать на слушаниях в нескольких поселениях. Так в селе Новокургатай, публичные слушания не состоялись с первого раза из-за плохой информированности населения о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, однако публичные слушания проводятся буквально через два дня выходных, по сути,  на лицо, прямые  нарушения законодательства.  В сельском поселении Нарасунское,  более половины жителей, присутствовавших на публичных слушаниях, воздержались от голосования за инициативу Главы района, однако по настойчивой просьбе  заместителя Главы района Зверева К.А.  «подумать», перенесли рассмотрение данного вопроса на другой день. И, как видимо, публичные слушания состоялись буквально через сутки, и вновь явное присутствие нарушения законодательства. Как на это реагируют компетентные органы   не понятно. Публичные слушания по проекту Решения Совета районного масштаба проведены, так же, с нарушением законодательства. Проект решения Совета муниципального района  с депутатами  не обсуждался, кроме этого информирование населения о дате,  времени и месте проведения публичных слушаний, согласно Положению о проведении публичных слушаний в муниципальном районе «Акшинский район»,  в средствах массовой информации, а именно в газете «Сельская новь» не проводилось, проще,  говоря, объявление о проведении публичных слушаний не опубликовывалось.  В связи с чем,  нарушено право жителей района на принятие участия в публичных слушаниях. Жители района не имели возможности высказать своё мнение ни лично присутствуя на слушаниях, ни через СМИ, ни через сеть интернета.  Понятно, что в таких условиях, говорить о доступности власти для людей с поселенческих  окраин, не приходится.

     Главный повод перехода на округа, в своей основе, все-таки,   должен содержать соображения повышения эффективности и, соответственно, улучшения жизни людей.  У  населения  же,  в ходе публичных слушаний,  вполне отчетливо прослеживаются опасения, что разрыв между властью и народом станет слишком большим, а социальные услуги станут совсем недоступны.  Преобразование в округ приведёт к тому, что  поселения лишатся своих бюджетов и муниципальной собственности, а значит, ресурсы будут аккумулироваться в  центре. Нет уверенности,  что распределение будет по справедливости и законности. Есть опасения серьезного повышения протестной активности в связи с ликвидацией депутатов поселенческого уровня. Сейчас, на поселенческом уровне, есть возможность избирать Главу и со средним образованием, Главу поселения, который  живёт рядом со своими избирателями, и с которого, если что, население может что-то спросить. Если вместо избираемых Глав поселений будут назначенные исполнители, это разрушает саму идею местного самоуправления, суть которой в том, что именно жители  управляют своей жизнью. Местное самоуправление  - это самая близкая к людям власть.  Люди должны понимать, как работает власть, и как они могут её контролировать. Находясь за десятки километров от власти, это делать достаточно сложно.  Для работы управленцем на поселенческом и окружном уровне, по закону, нужно высшее образование, в связи с чем, есть риск отсутствия  кадров для «назначенцев»  в поселениях, а это может привести к исчезновению  полноценных поселковых администраций, и как следствие резко снизится доступность власти для людей. Ликвидация поселенческого уровня местного самоуправления может убить на местах любую активность граждан, которая, в настоящее время, и так находится в состоянии,  близком к апатии.

  Любое преобразование должно происходить с чётким пониманием происходящего, иначе оно  может пойти  во вред, а значит, идею укрупнения муниципального образования можно отнести к  очередной, завуалированной, оптимизации, в которой очень много белых пятен.

   Можно согласиться, что в отдельных случаях укрупнение действительно пойдёт  на пользу. Но здесь всё зависит от конкретной администрации округа.  Не меньше зависит и от качественного состава депутатского корпуса, где депутаты должны соответствовать статусу народного избранника и  отстаивать интересы простого народа, а не становиться «болванчиками», которыми легко управлять.  Когда к власти приходит интересующийся человек, с хорошей командой, то начинается развитие и, прежде всего, оно зависит от качества управленческой команды.

   Там, где есть хороший Глава и налажено сотрудничество с депутатским корпусом, бизнесом и местным сообществом, мы чаще всего видим успешное самоуправление. А там, где этого нет, никакие структурные изменения не помогут справиться с грузом проблем.  В нашем районе, мы не раз убедились, такого конструктивного диалога между исполнительной властью и представительным органом нет, следовательно, спешить не следует, тем более времени вполне достаточно (даже Федеральный закон ещё не принят) всё обдумать и принять адекватное решение. Надо научиться работать сообща, надо слышать голос каждого.

    Главным аргументом за преобразование в муниципальный округ,  из уст исполнительной власти на всех публичных слушаниях  звучит фраза «всё равно рано или поздно нас заставят это сделать». 

Тогда ответьте на главный вопрос: Куда бежим???

 Депутаты МР «Акшинский район»