ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.03.2022, 03:49
АВТОР: Юрий Гайдук, руководитель фракции КПРФ

МЫ ЗА ЧЕСТНЫЙ И БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ДИАЛОГ…

МЫ ЗА ЧЕСТНЫЙ И БЕСПРИСТРАСТНЫЙ ДИАЛОГ… — Забайкальское краевое отделение КПРФ

Тему строительства технологической дороги Зашулан-Гыршелун можно отнести к одной из самых обсуждаемых в местных СМИ наряду с как-то незаметно отошедшей на второй план ситуации с коронавирусом. Проблемы, связанные с прокладыванием этой дороги, обсуждали коммунисты и на расширенном заседании фракции.

Несомненно, для нашего края и особенно для населения Красночикойского района эта тема животрепещущая. В своих обращениях к нам, коммунистам, люди просят помочь донести до понимания угольщиков их заинтересованность в развитии угледобывающей отрасли в Забайкальском крае и, в частности в их районе. Они понимают, что экономическое и социальное развитие района напрямую связано с разработкой угольных месторождений и что учитывая запасы этого минерала, угледобытчики пришли сюда надолго. Понимают они и то, что угольная дорога нужна, но проложить её надо так, чтобы не нарушить сложившийся уклад жизни и не навредить природе. Уже на этапе её проектирования по выбранному угледобывающей компанией маршруту, население пришло к выводу, что им ждать пользы от дороги необщего пользования не приходится, а вот вред их жизнедеятельности и экосистеме в целом, может быть нанесён немалый. И тому есть немало подтверждений.

Экологи считают автодороги одним из источников образования очень опасной пыли. «Пыль, образующаяся в результате движения автотранспорта, является тонкодисперсной, долго не оседает, на 81 % состоит из оксидов кремния, способна адсорбировать на себе газовые выбросы и тяжёлые металлы от автотранспорта. Она может переноситься ветром на расстояния от нескольких до сотен километров». В этой связи несложно понять беспокойство жителей сел: Черемхово, от которого дорога будет проходить на расстоянии 400 метров, Афонькино – на расстоянии 686 метров, Стеклозавод - 559 метров. Чуть дальше от границы поселений Усть-Ямаровка - 1149 метров и Ямаровка – 1195 метров. От источника Ямаровка – 2400 метров.

Евгений Ситников - заместитель гендиректора компании ООО «Разрезуголь» объяснил такую удалённость дороги от поселений строительными нормами, изысканиями, которые «проводились чтобы не нарушать права местных жителей». Вот только жители не оценивают этой «заботы» и даже «на общественные слушания пришли всего несколько человек», «народу было не интересно». А может недостаточно качественно была проведена подготовка и оповещение населения? Я выезжал в Красночикойский район в феврале и на встрече с населением в клубе, что называется «яблоку негде было упасть».

На заседании фракции коммунист Марат Бахтиозин напомнил присутствующим о разработке Громовского месторождения в Приаргунском районе. Он принимал непосредственное участие в перевозке добываемого там марганца. Пыль от грузовых машин поднималась, что называется столбом. Не помогало и орошение дороги водой. Этот метод не только малоэффективный, но и очень затратный по времени. При планируемой интенсивности перевозок по дороге Зашулан – Гыршелун (до 500 машин в сутки) подобный способ пыле погашения представляется попросту нереальным. А именно о нём и об установке пылезащитных экранов упоминал неоднократно Евгений Ситников. Эти методы пылеподавления устаревшие и малоэффективные. Нужны современные инновационные технологии. Именно на этом настаивает федеральное правительство, которое признало, что «угольная пыль, выбрасываемая при транспортировке или перевалке сырья, наносит вред окружающей среде». По мнению заместителя Председателя Правительства РФ Виктории Абрамченко «Загрязнение водных источников, снижение качества воды влечёт за собой ухудшение состояния всей экосистемы». Вице-премьер подчеркнула, что «экологическая ответственность таких предприятий должна быть безусловной». В марте 2021 года она утвердила план мероприятий («дорожную карту») по сокращению негативного воздействия предприятий угольной промышленности на окружающую среду на основе наилучших доступных технологий. Угледобывающие компании должны утвердить определённые среднесрочные программы по экологии горного дела на основе использования инновационных технологий и представить их в территориальные органы Росприроднадзора. В план мероприятий включены угледобывающие компании 18-ти регионах России, в том числе, и Забайкальский край

Как раз в Росприроднадзор компания ООО «Разрезуголь» не обращалась, никаких документов не предоставляла, а предпочитает при поддержке представителей власти всеми доступными средствами (обещания, посулы, угрозы, увещевания, судебные преследования) продавливать своё решение прокладывания угольной дороги по выбранному ими маршруту.

На заседании фракции КПРФ мы обсудили эти и многие другие вопросы, и решили продолжить обсуждение проблем, связанных со строительством дороги Зашулан-Гыршелун с выездом непосредственно на место, при максимальном присутствии жителей поселений, вблизи которых будет проходить дорога. Привлечь к обсуждению руководство ООО «Разрезуголь», руководителей сельских поселений, района и краевой Администрации, депутатов всех уровней от поселенческих до региональных, задействованных в решении проблем, связанных со строительством дороги

Пригласить к обсуждению представителей природоохранной прокуратуры, Росприроднадзора Забайкальского края и соседних регионов Иркутской области и Бурятии, тесно связанных с нами интересами по сохранению экосистемы Байкала.

На заседании фракции и.о. заместителя председателя Правительства Забайкальского края Константин Колыванов сказал: «Ситуация простая. Есть «Разрезуголь» и есть население. Нужно, чтобы они нашли общий язык. Я думаю, мы приведём тех и других к диалогу».

При существенных расхождениях наших оценочных суждений и члена краевого правительства по проблеме строительства дороги Зашулан-Гыршелун, в этом вопросе наши взгляды совпадают. Коммунисты за честный и беспристрастный диалог, а при принятии решения за соблюдение справедливого баланса интересов.

Юрий Гайдук, руководитель фракции КПРФ