ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27.10.2020, 02:28
АВТОР: Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ

Бюджет либеральной эпидемии

Бюджет либеральной эпидемии — Забайкальское краевое отделение КПРФ

В конце октября Государственная Дума рассмотрит подготовленный правительством проект федерального бюджета на 2021-2023 годы. Мы обсуждаем этот документ в крайне сложной обстановке. На фоне пандемии коронавируса резко обострилась политическая напряженность во всем мире. Очень неспокойно и в непосредственной близости от наших границ. В полный голос заявил о себе кризис капиталистической системы, порождающей колоссальное неравенство и не находящей конструктивных ответов на вызовы времени. Таким же очевидным становится банкротство социально-экономического курса, насильственно навязанного нашей стране в результате предательского отказа от социализма.

Политика «пятой колонны»

В такой обстановке власть обязана с особой ответственностью подойти к формированию бюджета – важнейшего финансового документа, который должен в полной мере отвечать стоящим перед страной стратегическим задачам. Но анализ бюджетного проекта, внесенного в Думу кабинетом министров, заставляет сделать вывод: он таким задачам практически не соответствует.

Война против суверенитета и безопасности Российского Государства, против благополучия и достоинства нашего народа приобретает все более явные и агрессивные формы. В этой войне задействованы три главных орудия.

Первое – глобальный кризис капиталистической системы. В XX веке два аналогичных кризиса закончились мировыми войнами, унесшими десятки миллионов жизней. Самый страшный удар был нанесен по нашей стране. Очевидно, что и сегодня мировой капитал не в состоянии найти мирные способы сохранения этой алчной системы. Он вновь готов идти ради своих барышей по пути кровопролития и грабежа. А главной его мишенью опять становится Россия.

Второе орудие – нарастающее политическое и экономическое давление Запада на нашу страну. Сегодня неприятель, никогда не оставлявший намерений поставить нас на колени и получить полный контроль над гигантскими российскими ресурсами, резко усиливает санкции. И все громче бряцает оружием у наших границ. Стремится увеличить армию противников Русского мира, в которую уже втянули Украину, а теперь пытаются втянуть и Белоруссию.

Третье – это бездарный и разрушительный социально-экономический курс, проводимый внутри страны и унаследованный нынешними либералами от ельцинской клики 90-х. Этот курс усугубляется коррупцией и некомпетентностью. Способствует разбазариванию государственной собственности и провалу важнейших стратегических задач.

Что мы имеем в результате этого «обстрела»?

Росстат констатирует: во втором квартале текущего года наша экономика сократилась на 8% в сравнении с прошлогодними показателями. Четверть руководителей оценивают положение своих предприятий как критическое. Только по официальным данным у нас с начала года произошло пятикратное увеличение безработицы. Каждый второй гражданин России живет на 7 долларов в день. По уровню обнищания мы приближаемся к отсталым африканским государствам.

КПРФ предложила ясный и убедительный ответ на эти вызовы. Мы сформировали антикризисную программу «10 шагов к достойной жизни». Получили поддержку на Орловском международном экономическом форуме. Внесли в Госдуму 12 законопроектов, которые позволяют реализовать нашу программу. Потребовали внесения 15 важнейших поправок в Конституцию, направленных на укрепление государства, поддержку экономики и защиту социальных интересов трудящихся, пенсионеров, семей с детьми. Подготовили свой проект бюджета развития, который позволяет достичь главных национальных целей: войти в пятерку ведущих экономик мира, осуществить технологический прорыв, победить бедность. Добиться реального импортозамещения, гарантирующего продовольственную безопасность России, и преодоления тотальной зависимости медицинской сферы от импорта.

Наши призывы полностью созвучны запросам большинства граждан, требующих социальной справедливости, усиления государственной поддержки здравоохранения и образования, отказа от грабительской пенсионной «реформы». Но даже в условиях нарастающего кризиса власть не желает всерьез прислушаться к требованиям народа.

Для их выполнения нужна принципиальная смена социально-экономического курса. Изменение финансовой и бюджетной политики. Корректировка налогового законодательства в интересах трудового народа. А не в интересах пьянеющей от безнаказанности и баснословных доходов олигархии.

Все это категорически расходится с идеологией либеральных фундаменталистов, рассматривающих государство в качестве послушного сторожа олигархического капитала. Упорно продолжающих следовать заветам «шоковых терапевтов» ельцинско-гайдаровского разлива. И выполняющих роль полпреда транснациональных структур внутри России. Роль пособника тех сил, которые хотят лишить нас возможности самостоятельно и успешно развиваться.

Идеология этих сил, которой настойчиво противостоят наша политика и наша программа, прямо отражается в проекте нового бюджета.

Бухгалтерия ограбления

Даже несмотря на случившуюся в начале нынешнего года отставку правительства, его финансово-экономический блок остался нетронутым. Он по-прежнему действует в рамках сценариев западных финансовых институтов, диктующих государствам такие модели управления экономикой, которые подрывают их суверенитет. Фактически парализуют финансовую и бюджетную систему, не позволяя ей работать на благо общества.

Вот ключевое объяснение того, почему проект федерального бюджета категорически расходится с важнейшими национальными целями в области экономики, благосостояния народа и демографии. Они уже неоднократно были заявлены в посланиях и указах главы государства. Но страна так и не приблизилась к их выполнению. И не сможет приблизиться, пока государственный бюджет, стараниями «партии 90-х», будет выполнять роль кормушки для олигархии и чиновников.

Правительство пытается убедить нас, что эти цели могут быть достигнуты при сохранении нынешнего курса. И что новый бюджет будет способствовать реализации эффективных антикризисных мер. Но при внимательном изучении становится ясно: это далеко не так. При сохранении нынешних принципов формирования бюджета нет никаких оснований для роста его доходов.

Ожидается, что цена нефти на мировом рынке будет на 19%, а цена газа – на 16% ниже, чем прогнозировалось годом ранее. Одновременно с этим правительство предрекает пятипроцентное падение несырьевых доходов бюджета – с 71% до 66%. Тем самым оно расписывается в несостоятельности своих же уверений, что российская экономика пусть и медленно, но освобождается от сырьевой зависимости. Слезает с нефтегазовой иглы и становится все более высокотехнологичной. На то, что прогноз правительства лишь подтверждает закрепление нашей экономики в сырьевой кабале, обращает внимание и Счетная палата.

Мы постоянно настаиваем: сырьевая ориентированность российской экономики – это ловушка, из которой необходимо срочно выбираться. Освобождение из нее – вопрос спасения страны. Очевидна не только тенденция к снижению нефтегазовых цен, больно бьющему по нашей экономике, но и снижение спроса на российское сырье, подстегиваемое противниками, стремящимися выдавить Россию с мирового рынка. 20 лет назад на поставки из России приходилась половина европейского рынка газа. Сегодня – почти вдвое меньше. Падение спроса ведет и к снижению объема добычи полезных ископаемых. В этом году оно составило у нас 15%.

В ответ власть не только не предлагает программу реальной модернизации экономики, развития высокотехнологичных отраслей. Она откровенно перечеркивает перспективы такого развития. Отвергает и замалчивает нашу программу – единственную, которая отвечает этой задаче. При таком курсе экономика лишается реальной базы для роста. И, обещая его в бюджетном прогнозе, кабинет министров не в состоянии обосновать, откуда конкретно он возьмется.

Предусматривается, что нынешнее падение экономики в 2021-2023 гг. сменится ростом в районе 3,3% ежегодно. Но в прогнозе правительства нет предпосылок и для такого роста. Так, объем инвестиций в 2021 году снижается на 13% по сравнению с прогнозом, который правительство давало год назад. И это при том, что в нынешнем году они уже упали на 10% относительно 2019-го. Падение за два года почти на четверть! А без роста инвестиций невозможен и реальный рост экономики.

Прибыль предприятий и организаций снизится в течение следующей трехлетки на 4-5% по сравнению с показателями, заложенными в бюджетный проект, который принимался годом ранее.

Темпы снижения экспорта в 2021 году на 6% превысят темпы снижения импорта. Значит, правительству, проваливающему план масштабного импортозамещения, потребуются дополнительные валютные ресурсы на закупку зарубежных товаров. Что будет способствовать обесценению рубля, который с начала года уже подешевел на 20% по отношению к основным иностранным валютам. Результат – дальнейшее уменьшение покупательной способности граждан и снижение реальной заработной платы. И этим негативным процессам не положить конец до тех пор, пока будет сохраняться тотальная зависимость нашего рынка от импорта.

Между тем, фонд заработной платы в 2021 году вырастает, согласно бюджетному прогнозу, всего на 0,4% по сравнению с прошлогодним прогнозом. По темпам роста он будет в 10 раз отставать от прогнозируемой инфляции. И в 50 раз – от годовых темпов снижения курса рубля по отношению к доллару и евро. Это прямой путь к усугублению нищеты.

Свои рассуждения о якобы грядущем росте экономики авторы бюджета основывают на ими же обещанном увеличении потребительского спроса в предстоящие три года. Счетная палата в своем отзыве ставит такую перспективу под сомнение. И напоминает о риске дальнейшего падения реальных доходов граждан. На самом же деле при нынешнем курсе нужно говорить не о риске, а о фактической неизбежности еще большего обнищания народа. О каком увеличении потребления можно рассуждать в такой ситуации? Это откровенное шапкозакидательство, которым составители бюджета пытаются маскировать его опасные изъяны.

Антинародный принцип формирования бюджета красноречиво проявляется в постоянном снижении его доходов и расходов относительно валового внутреннего продукта.

ВВП – это сумма тех богатств, которые создаются трудом граждан. С каждым новым бюджетом его доходная и расходная часть по отношению к ВВП падает. Следовательно, все меньшая доля богатств попадает в казну, от наполнения которой зависит благополучие страны и общества.

За счет чего происходит это, по сути, преступное уменьшение? За счет того, что все большая часть прибыли утекает в карманы олигархии. Тем, кто эксплуатирует, достается все больше. Тем, кто трудится – все меньше. В этом и состоит сущность капиталистической экономики, прямо отраженная в цифрах, которые мы видим в новом проекте бюджета.

В текущем году ВВП России составит 107 триллионов рублей, а доходы бюджета – 17,8 триллиона, то есть 18% от ВВП. В следующем году ВВП увеличится до 115 триллионов. Но доходы бюджета вырастут меньше чем на триллион, а по отношению к ВВП снизятся до 16%.

Аналогичное падение по отношению к ВВП наблюдается и в сфере бюджетных расходов. Если в нынешнем году они составят 23,7 триллиона рублей, – 21% от ВВП, - то в следующем сократятся как в денежном выражении, – до 21,5 триллиона, - так и относительно ВВП – до 18,6%. Правительство не только урезает денежный размер государственных расходов на 9%, но и продолжает сокращать их долю относительно богатств, созданных трудом нашего народа.

Несколько лет подряд нас убеждали, что распределение бюджетных средств по нацпроектам обеспечит более эффективное использование финансовых ресурсов. Что будет способствовать научно-техническому прогрессу. Новый проект бюджета свидетельствует о том, что данный метод распределения теряет свой смысл.

Вот убедительное подтверждение этому. Годом ранее в бюджете на 2021-й на реализацию национальных проектов предусматривалось 2,5 триллиона рублей. Новый проект урезает эту сумму почти на 10% – до 2,3 триллиона. По сравнению с тем, что было обещано год назад, сокращается финансирование всех важнейших нацпроектов. А совокупные расходы на государственные программы сократятся в 2021 году на 3 триллиона 128 миллиардов рублей по сравнению с текущим годом. И даже в конце следующей трехлетки объем их финансирования не вернется хотя бы к объему нынешнего года.

Получается, что с ведома руководства страны у финансового руля стоят те, чья политика откровенно саботирует указания президента: остановить вымирание, справиться с массовой бедностью, достичь уверенного роста, войти в число ведущих мировых экономик. Проект бюджета, который нам подсовывают, не имеет никакого отношения к выполнению этих обещаний. Он подталкивает страну к прямо противоположным результатам.

Проект национальной опасности

Власть постоянно напоминает нам, что внешняя политика России становится все более независимой и уверенно опирается на растущую оборонную мощь. Но расходы бюджета по разделу «Национальная оборона» будут в 2021 году сокращены на 196 миллиардов рублей, или на 4%. Это категорически расходится с обещаниями укреплять безопасность нашего государства перед лицом внешних угроз.

Так же откровенно проект бюджета расходится и с уверениями об укреплении нашей экономической безопасности. В указе президента о национальных целях развития прямо заявлено: мы должны добиться технологического прорыва, который гарантирует нашу конкурентоспособность. Но чем это обеспечивается на деле?

Правительство заявляет, что на реализацию его плана восстановления экономики потребуется в общей сложности 5 триллионов бюджетных рублей. В Германии по линии правительства на восстановление экономики выделено, в пересчете на рубли, 52 триллиона, в США – 47 триллионов. Получается, что наиболее сильные страны в условиях кризиса инвестируют в поддержку национальной экономики в 10 раз больше, чем наша. Но при таком разительном отставании государственных инвестиций в развитие мы не можем быть конкурентоспособными и укреплять национальную безопасность.

Да, согласно проекту бюджета, на 2021 год намечается четырехпроцентное увеличение расходов на поддержку национальной экономики – до 3,3 триллиона рублей. Но, как прогнозирует кабинет министров, ежегодная инфляция в течение предстоящей трехлетки будет составлять те же 4%. Значит, в следующем году она «съест» эту прибавку. И в реальном выражении никакой прибавки не будет. А на 2022 год и вовсе запланировано сокращение этих расходов почти на 10% к 2021-му.

Ничего, кроме возмущения, не может вызывать и то, что государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» в 2021 г. «усохнет» до 180 миллиардов по сравнению с 400 миллиардами нынешнего года. Сокращение в 2,2 раза – вот что правительство уготовило программе, самым непосредственным образом вытекающей из заявленных в указе президента целей: добиться интенсивного технологического роста экономики страны и ее вхождения в первую мировую пятерку!

В предыдущем проекте бюджета предусматривалось выделить в 2021 году на госпрограмму «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» 540 миллиардов рублей. А в проекте, который нам предлагают теперь, расходы на нее урезаются на 62 миллиарда – более чем на 11%. О каком вхождении в число мировых лидеров можно говорить при таком подходе к бюджету?

Образец честного и успешного труда, опережающие темпы развития показывают народные предприятия, работающие в тесном сотрудничестве с КПРФ. Среди них – известный во всем мире Совхоз имени Ленина под руководством кандидата в президенты России Павла Грудинина. Но его безостановочно осаждают криминальные рейдеры. А люди в погонах и судебных мантиях спокойно взирают на это. И за их спинами маячит все та же «пятая колонна» из высоких властных кабинетов.

Эти огрызки ельцинской эпохи не только не желают признать, что лучшие результаты сегодня показывают предприятия, управляемые коммунистами и основывающие свою деятельность на социалистических принципах. Они стремится полностью зачеркнуть этот опыт. Разрушить созданное теми, кто делом доказывает верность наших идей. Эффективность нашей программы и необходимость построения в России государства социальной справедливости.

Политика «пятой колонны» - это прямой путь к окончательной колонизации нашей экономики, к разгрому отечественной промышленности. В том числе и тех ее сфер, которые с вопросами национальной безопасности связаны в первую очередь.

Сегодня почти вся электроника, работающая в стране – импортная. И это в эпоху цифровизации, о якобы успешном развитии которой в России рапортует власть! 9 из 10 самолетов в нашей гражданской авиации – это машины иностранного производства. Если «Боинг» и «Эйрбас», в соответствии с тактикой санкционной войны, прекратят поставлять нам запчасти, страна, охватывающая десять часовых поясов, останется без воздушного флота.

В конце сентября в Москве прошел форум «Микроэлектроника – 2020». На нем прозвучали тревожные выводы: иностранные компании, поставляющие готовые системы для российских гражданских самолетов, отказываются от сотрудничества с нами – даже без официального объявления санкций. За этим явно просматривается желание парализовать наше гражданское авиастроение. Аналогичные решения могут быть приняты в сфере микроэлектроники.

Вот пример: доля импортных деталей в компоновке лайнера «Сухой Суперджет 100» - 70%. Теперь производитель вынужден будет их замещать. На это потребуется 120-130 миллиардов рублей – сумма, за которую можно было разработать собственный, полностью отечественный самолет. Вывод руководства департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга, прозвучавший на форуме, таков: нужно срочно создавать собственную радиоэлектронную промышленность, иначе будет поздно. Это вопрос безопасности и суверенитета России.

Что же нам предлагают составители проекта бюджета? А они хотят урезать на 8 миллиардов рублей, то есть на 10%, и без того жалкие расходы по программе «Развитие авиационной промышленности». Год назад на нее обещали в 2021-м выделить 83 миллиарда, а теперь от этой суммы оставляют только 75. На те же 10% урезается важнейшая программа «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности». Можно сказать, что и в этом году на ее финансирование выделены копейки в сравнении с тем, что власть обязана в нее вложить – всего 10,4 миллиарда рублей. А на 2021 год от ее бюджета хотят оставить лишь 9,7 миллиарда.

Крайне опасная зависимость от зарубежной продукции сложилась и на российском рынке лекарств. Сегодня на нем 70% препаратов – импортные. Но и российские лекарства можно назвать таковыми лишь условно – 80% из них производится с применением зарубежных субстанций. Причем, как отмечают специалисты, и импорт готовых зарубежных препаратов, и импорт иностранных лекарственных субстанций в нашу страну в последнее время растет головокружительными темпами. Такая ситуация несет прямую угрозу здоровью вымирающей нации. Тем более, в условиях нарастающего внешнего давления и усиления антироссийских санкций, когда жизненно важные лекарства могут послужить средством не только экономического, но и политического шантажа со стороны наших иностранных недоброжелателей.

Учитывая новые вызовы, с которыми столкнулась наша медицина в условиях пандемии, только безумцы могут сомневаться в важности поддержки отечественной фармацевтики. Но на программу «Развитие фармацевтической отрасли и медицинской промышленности» в 2021 году планируют выделить всего 9,9 миллиарда рублей против 14,2 миллиарда в 2020-м. Сокращение на 30%! Иначе как прямым вредительством такой подход к федеральному бюджету назвать невозможно!

Курс деградации

Говоря о расходах на национальную экономику, нельзя не уделить особого внимания затратам государства на сельскохозяйственную сферу. Именно от нее зависит продовольственная безопасность страны, требующая доступности качественных продуктов питания для граждан и успешного импортозамещения в условиях враждебных санкций. Но планы, которые вынашивают составители бюджета, категорически противоречат этим задачам.

В рамках раздела «Национальная экономика» на текущий год в качестве расходов по подразделу «Сельское хозяйство» заложено 296 миллиардов рублей. В следующем году эта сумма, согласно проекту бюджета, уменьшится до 288 миллиардов – почти на 3%. В 2022-м она вернется к показателю в 296 миллиардов. Но в 2023-м ее ждет новое уменьшение до уровня 2021 года. А с учетом инфляции снижение расходов на сельскохозяйственную отрасль составит 14-15%. Относительно ВВП они тоже снизятся с жалких 0,3% в 2020 году до 0,2% в следующие три года. Для сравнения, страны ЕС вкладывают в сельское хозяйство порядка 15% бюджетных средств. У нас же оно, по сути, выведено из бюджетного финансирования.

Расходы по госпрограмме развития сельского хозяйства намечено в следующем году сократить на 43 миллиарда рублей – на 15%. В нынешнем году они профинансированы на 300 миллиардов, а на следующий год под них отведено только 257. Это абсолютно антигосударственный подход!

КПРФ предложила свою программу устойчивого развития сельских территорий, которую поддержал президент. Но кабинет министров фактически блокирует возможность ее реализации.

Финансирование госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» сокращается в следующем году на 13% - с 36 до 31 миллиарда. Невозможно поверить, что Минфин не мог найти средства, чтобы не усугублять ограбление русского крестьянина! Те, кто верстал бюджетный проект, просто не пожелали их искать. Потому что защитников олигархии и выгодного ей грабительского курса не волнует судьба тех, кто трудится на земле.

В стране каждый год бушуют лесные пожары. В этом году площадь выгоревших лесных массивов оказалась равна территории Австрии. А составители бюджета делают все, чтобы стало еще хуже. Расходы по бюджетному направлению «Лесное хозяйство» кабинет министров намерен сокращать и в следующем году, и в 2022-м, когда они составят три сотых процента от ВВП – 41 миллиард рублей против нынешних 44-х. Финансирование госпрограммы «Развитие лесного хозяйства» в 2021 году тоже сокращается – на 1,3 миллиарда по сравнению с 2020-м.

Любому здравомыслящему человеку ясно: обеспечить экономический рост в современных условиях можно только тогда, когда в реальную экономику внедряются новейшие научные достижения. Когда на предприятия приходят высокообразованные специалисты. Для этого наука и образование должны быть достойно представлены в бюджете государства. Что же обещают нам составители проекта бюджета 2021-2023 гг.?

На 2021 год запланировано семипроцентное увеличение расходов по разделу «Образование». Но годом позже они будут сокращены на 3%. Таким образом, с учетом инфляции, в бюджете образовательной сферы на 2022 год не будет реальной прибавки в сравнении с 2020-м. А у нацпроекта «Образование» в следующем году и вовсе отберут 5% финансирования.

КПРФ подготовила свой проект закона «Образование для всех». Он в полной мере отвечает задаче подготовки достойного кадрового резерва, позволяющего выйти на опережающие темпы развития в промышленной, научной, медицинской сфере. Множество авторитетных специалистов признали: стране необходимо принятие закона об образовании, основанного на нашем проекте.

Но те, кто держит в руках бюджетную политику государства, делают все, чтобы отечественные образование и наука не пошли по пути возрождения. Не стали локомотивом спасения России от одичания и деградации. Ее возвращения в число лидеров мирового развития.

На поддержку фундаментальной науки в текущем бюджете предусмотрено 195 миллиардов рублей – 0,2% от общей суммы расходов казны. И на протяжении всей следующей трехлетки расходы на фундаментальную науку будут составлять все ту же ничтожную часть от суммарных бюджетных расходов. Увеличение будет сугубо формальным – в пределах роста ВВП и уровня инфляции. Иными словами, реального увеличения не будет вообще.

Еще более плачевная участь отводится в проекте бюджета прикладной науке. Расходы 2020 года на нее – 772 миллиарда рублей. К концу следующей трехлетки правительство намеревается оставить от них в бюджете лишь 688 миллиардов, сократив финансирование на 11%. А если учесть, что даже официальный прогноз обещает минимум 12-процентный рост инфляции в 2023 году по сравнению с 2020-м, то, с поправкой на нее, произойдет сокращение финансирования прикладной науки почти на четверть.

Наконец, национальный проект «Наука», без успешной реализации которого тоже не может быть речи ни о каком технологическом прорыве, не только не получит дополнительного финансирования, но потеряет в 2021-м 200 миллионов по сравнению с ранее обещанной суммой.

При такой бюджетной политике, демонстрирующей откровенно издевательское отношение к отечественной науке, любые обещания добиться технологического прорыва и успешно развивать цифровую экономику оборачиваются блефом. О каком росте конкурентоспособности России, о каком увеличении производительности труда, о каком экономическом и социальном прорыве можно говорить, если нам вновь навязывают не проект развития, а проект одичания и деградации?

Что это, если не откровенно антинациональная политика, пронизывающая все бюджетные разделы, государственные программы и национальные проекты, от которых зависит будущее страны?!

Антисоциальные расходы

Социальные статьи бюджета с наибольшей ясностью показывают истинное отношение власти к народу. Чтобы в полной мере осознать, как обошлись с этими статьями авторы бюджета, необходимо напомнить о той, без преувеличения, социальной катастрофе, в которую погружается наше общество благодаря проводимому в стране курсу. О катастрофе, которая лишь приумножится, если федеральный бюджет будет сформирован на основе предложенного кабинетом министров проекта.

Число живущих за чертой бедности в этом году увеличилось в России на 1,3 миллиона и достигло 20-миллионной отметки.

Сегодня официальный прожиточный минимум – 11468 рублей. С 2021 года его планируется повысить до 11653 – на 185 рублей, или на 1,6%. Но даже явно заниженная официальная инфляция, которую правительство внесло в бюджетный прогноз на 2021-2023 гг., составляет порядка 4% ежегодно. То есть у нас нищенский прожиточный минимум растет в 2,5 раза медленнее официальной инфляции. Такая политика прямо провоцирует дальнейшее обнищание и ведет к социальному взрыву.

КПРФ давно настаивает: необходимо установить официальный прожиточный минимум в размере не ниже 25 тысяч рублей. При нынешних ценах это минимальный порог элементарного выживания. Но власть игнорирует это очевидное требование, потому что не желает, чтобы истинные масштабы нищеты отражались в официальной статистике. Ведь если прожиточный минимум будет реалистичным, количество официальных нищих как минимум удвоится.

Навязывая народу вероломную пенсионную «реформу», власть обещала компенсировать ее издержки за счет существенного роста пенсий у тех, кто их уже получает. Но и это обернулось обманом. Средняя пенсия в сегодняшней России – около 15 тысяч рублей. В 5-8 раз ниже, чем в США и ведущих странах Евросоюза. И в 2-3 раза ниже, чем в большинстве государств Восточной Европы и в бывших прибалтийских республиках.

Мы постоянно боремся за то, чтобы государство оказало действенную помощь детям войны, которые влачат жалкое существование, принципиально увеличило их нищенские социальные пособия. КПРФ восемь раз вносила в Думу соответствующей законопроект. Но «Единая Россия», демонстрируя откровенно издевательский подход к проблемам пожилых граждан, отказалась за него голосовать. «Партия власти» не желает помогать тем, у кого фашистские захватчики отняли детство, а нынешние проводники олигархического капитализма отнимают достойную старость. И составители нового бюджета тоже не пожелали вспомнить о них.

Действующий сегодня минимальный размер оплаты труда – 12130 рублей. Министерство труда и социальной защиты пообещало, что со следующего года он вырастет до 12792 – на 662 рубля. Подобные подачки – это не борьба с бедностью, а издевательство.

По данным специалистов, исследующих рынок труда, 56% наших граждан получают меньше 27 тысяч рублей в месяц. При этом средняя зарплата в стране, по утверждениям Росстата, добралась до уровня 52 тысяч. Но это именно «средняя температура по больнице», складывающаяся из доходов большинства – бедных и нищих – и доходов узкой прослойки богатых и сверхбогатых. И растет эта «температура» именно за счет последних. Как рапортует «Форбс», на фоне массового погружения граждан в бедность и нищету российские долларовые миллиардеры умудрились за время пандемии увеличить свое суммарное состояние еще на 20%. Теперь оно составляет без малого полтриллиона долларов, или 38 триллионов рублей – почти третью часть российского ВВП и полтора государственных бюджета.

В странах ЕС на содержание заключенного ежедневно тратится в среднем 66 евро. В рублях это 5 900 в день и 177 000 в месяц по нынешнему курсу. То есть в 14 раз больше МРОТ, обещанного министерством труда. В 3,5 раза больше зарплаты, которая, по утверждениям Росстата, является средней по России. И почти в 7 раз больше той, в пределах которой находятся доходы большинства российских трудящихся.

В этом году рост цен на важнейшие продукты питания, такие как овощи, фрукты, хлеб и масло, составил от 6 до 20%. Они у нас дорожают в три раза быстрее, чем в Европе. Но при этом лишь усугубляется политика, играющая на руку крупным торговым сетям, находящимся, в основном, в иностранной собственности. И способствующим раздуванию продовольственных цен, наводнению прилавков низкокачественным импортом, вытеснению отечественной продукции.

Российским производителям перекрывают доступ к потребителю. Продолжает снижаться число розничных рынков и ярмарок. Их доля в продовольственном товарообороте сократилась до 4%. При этом на самих рынках постоянно снижается число продуктовых мест. Они вытесняются продавцами промышленных товаров – в основном зарубежных.

Снижение реальных расходов и рост цен не оставляют миллионам людей никакой иной возможности выжить, кроме погружения в долговую яму. На 42 миллионах граждан висят долги перед банками – это каждый третий работающий, пенсионер и студент. Их совокупная задолженность по кредитам уже превысила 20 триллионов рублей и приблизилась к сумме федерального бюджета.

Политика власти вынуждает нищающее общество жить взаймы. Обрекает народ на то, чтобы, пытаясь выжить сегодня, он в итоге становился еще беднее завтра. Но такая политика – это прямой путь к социальному взрыву. Приходится с горечью констатировать: социальная часть бюджетного проекта способствует не снижению, а очевидному повышению вероятности такого взрыва. Она направлена не на сокращение социального неравенства, добиваться которого обещал глава государства, в очередной раз вступая в должность, а на усиление опасного раскола в обществе.

Бюджет самого настоящего социального геноцида прямо провоцирует смуту. Предлагая нам утвердить его, кабинет министров, по сути, предлагает узаконить план дестабилизации политической ситуации в стране. Мы категорически не желаем этого.

Раздел «Социальная политика» потеряет в следующем году 3% финансирования, сократившись с 5,8 до 5,6 триллиона рублей. Еще 390 миллиардов составители бюджетного проекта намерены отобрать в 2021-м у государственной программы «Социальная поддержка граждан».

Программа «Содействие занятости населения» сокращается в 2021-м на 9 миллиардов. Это недопустимо в ситуации, когда у нас, только по официальным данным, безработица за время пандемии выросла в 5 раз!

Проваливая собственную политику, правительство стремится возложить как можно больше социальных расходов на региональные бюджеты. Государственный долг регионов по состоянию на 1 сентября 2020 года уже достиг 2,2 триллиона рублей – десятой части федерального бюджета. В этом году он вырос в 39 субъектах России – почти в каждом втором регионе. Об опасной неустойчивости региональных бюджетов напоминает в своем заключении на проект и Счетная палата. Но при этом финансирование раздела «Межбюджетные трансферты», от которого зависит помощь федерального центра регионам, в сравнении с текущим годом сократится на 17% в 2021-м и почти на четверть – в 2022-м!

Говоря о региональной политике, нельзя не высказать особую тревогу в связи с сокращением расходов по государственной программе «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа». Она будет ужата с 58 миллиардов в текущем году до 44-х в следующем. Урезание на 14 миллиардов – почти на 25%. Складывается ощущение, что федеральный бюджет верстают те, кто стремится еще больше разжечь и без того очевидное социальное недовольство на российском Дальнем Востоке. Вместо обещанного руководством страны укрепления наших дальневосточных рубежей и реализации плана активного заселения региона, с программой его развития обходятся самым циничным, абсолютно безответственным образом.

40% жилого фонда России находятся в аварийном или предаварийном состоянии. Еще недавно власть заявляла, что считает его неотложное обновление одной из своих главных задач. Но на деле – снова обман. Бюджетный раздел «ЖКХ», согласно откровенно антисоциальным планам составителей проекта, потеряет 16% финансирования в 2021 году и еще 8% - в 2022-м. Если в текущем году на поддержку жилищно-коммунального хозяйства выделено 384 миллиарда рублей, то через два года она «похудеет» до 296-ти – на 88 миллиардов, или почти на четверть! Вдобавок к этому расходы по госпрограмме «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» урезаются в следующем году почти на 38 миллиардов. 5% финансирования правительство отнимает и у нацпроекта «Жилье и городская среда».

Как и в случае с другими важнейшими расходами бюджета, в течение следующей трехлетки будет уменьшаться доля социальных расходов государства относительно ВВП. В сфере образован