ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17.06.2024, 17:49
АВТОР: Сообщество

Патриот Аги

Патриот Аги — Забайкальское краевое отделение КПРФ

Публикуем интервью с первым секретарём комитета Агинского местного отделения КПРФ Михаилом Кряжевым, которое было опубликовано в сообществе «Агинский постфактум» в социальной сети «ВКонтакте».

Михаил Сергеевич Кряжев – человек в посёлке Агинское и округе известный. К нему относятся по-разному: кто-то симпатизирует, дружит, общается с ним, а кто-то откровенно ненавидит, недолюбливает. Это личное дело каждого. Однако человек он неравнодушный, отзывчивый, со своей точкой зрения. Он всегда старается помочь.

– Расскажите о себе, где родились, выросли, учились?

– Моего отца как знающего бурятский язык в 1949 году по партийной линии отправили в Агинский округ организовывать ГАИ. 23 декабря 1955 года я родился. Так что я коренной агинчанин. Ходил в детский сад, окончил АСШ № 2 в 1973 году. После окончания школы поступил в Восточно-Сибирский государственный институт культуры. После окончания института в 1977 году работал в Краснокаменске в сфере культуры.

Через год призвали в армию. Как человек с высшим образованием отслужил полтора года в военном оркестре. После службы в армии вернулся работать в Краснокаменск.

С 1982 года работал в Агинском педагогическом училище преподавателем музыки. С сентября 1987 года по август 1998 года работал учителем музыки Ясногорской общеобразовательной школы. С 1990 года по 1998 год был руководителем методического объединения учителей музыки Оловяннинского района Читинской области. Возглавляемые мной в разное время музыкальные коллективы были неоднократными лауреатами конкурсов регионального и республиканского масштабов. В 1990 году учащиеся, которые занимались в клубе «Любителей музыки» Ясногорской общеобразовательной школы, вошли в программу «Юные таланты Забайкалья».

С сентября 1998 года по 2023 год работал в качестве преподавателя музыкальных дисциплин Агинского педагогического колледжа им. Базара Ринчино. С 2023 года и по настоящее время работаю музыкальным руководителем МДОУ «Далай» в п. Агинское. И, как говорят: «Где родился, там и пригодился».

Посёлок свой люблю. Себя позиционирую как патриота Аги. Неоднократно представлял округ и посёлок на концертных площадках и в различного рода научно-практических конференциях в Забайкалье и за его пределами.

На данный момент мой педагогический стаж – 43 года и общий трудовой стаж – 45 лет. В 1993 году присвоено звание «Старший учитель», а в 1995 награждён значком «Отличник народного просвещения РФ». В мае 2007 года защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Тема диссертации: «Становление и развитие музыкального образования в учебных заведениях Аги (1801 г. – 1941 г.) (на материале Агинского Бурятского автономного округа)». Имею более 40 публикаций, которые докладывались и обсуждались в разное время на конференциях в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске, Ростове-на-Дону, Перми, Чите и других.

Совместно с Б.Б. Бальжинимаевым являюсь одним из инициаторов проведения конкурсов оркестров и ансамблей народных инструментов имени старейшего преподавателя Агинского педагогического колледжа Д-Ц.Ж. Жамбалова, исполнителей на народных музыкальных инструментах, посвящённого памяти Воронова Валерия Ивановича. Очень часто приглашают в качестве жюри различных музыкальных конкурсов.

Один из инициаторов внедрения музыкальных компьютерных технологий в профессионально-педагогический процесс Агинского педагогического колледжа им. Базара Ринчино посредством образования микроструктуры музыкально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов и воспитателей ДОУ. Данный вид музыкально-педагогической деятельности позволяет оптимизировать и эффективно повысить качество музыкально-педагогической подготовки будущих работников указанной образовательной сферы.

– Вы – педагог с большим стажем. Можно ли назвать профессию преподавателя призванием?

– Всегда и всюду говорю, что труд учителя и педагога – это общество образующая профессия. Ведь испокон веков люди учили, воспитывали и развивали подрастающее поколение. Без педагогики общество рано или поздно деградирует и перестанет существовать. Вот здесь хотелось бы объединить в одно высказывания двух китайских философов Лао Цзы и Конфуция. Эти высказывания каждого из древнекитайских философов довольно объёмны и затрагивают три особо важных профессий для общества. При этом их объединяет одна мысль, которая заключается в следующем:

– если общество не хочет лечить членов общества и создавать условия для тех, кто лечит, то в будущем некому будет лечить, а вскоре и некого будет лечить;

– если общество не хочет учить подрастающее поколение общества и создавать условия для тех, кто учит, то в будущем некому будет учить, а вскоре и некого будет учить;

– если общество не хочет защищать членов общества и создавать условия для тех, кто защищает, то в будущем некому будет защищать, а вскоре и некого будет защищать.

Здесь же, учитывая реалии нашего общества, хочу привести слова четвёртого премьер-министра Израиля Голды Меир, не обобщая что-то или убирая что-то:

«Если вы хотите построить ту страну, куда будут возвращаться её сыновья и дочери, если вы хотите построить страну откуда уезжать будут только в сезон отпусков, если вы хотите построить страну, у которой не будет чувства страха за будущее, то сделайте всего лишь два шага: 1) Приравняйте коррупцию к измене Родины, а коррупционеров к предателям вплоть до седьмого колена. 2) Сделайте три профессии самыми высокооплачиваемыми и уважаемыми. Это военные, учителя и врачи».

– Музыка – ваша основная специализация. Нравится современная музыка? В какой музыкальной атмосфере росли и сформировались Вы? Какие музыкальные вкусы прививаете молодёжи?

– Меня часто спрашивают: какой композитор, или какая музыка, песня, танец, направление в музыке, музыкальный жанр и т.д. мне больше нравится. Всегда отвечаю: по настроению или в зависимости от жизненной ситуации. И это вполне понятно. Любой из нас одевается по погоде или не пойдёт в шортах и каске на торжественный приём. Мы бессознательно задерживаем взгляд на приглянувшимся нам человеке, мы все оцениваем. Что-то нас привлекает, что-то мы отвергаем. Потому что это наша жизнь. А музыка – это наша жизнь. Вот и задача – научить детей, подростков и юношество видеть в музыке всё хорошее и отторгать всё отрицательное, уметь разграничивать трагичное и комичное, прекрасное и безобразное и т.д.

В музыке заложен огромный педагогический потенциал. Сейчас, только что было сказано про эстетику. Но в музыке заложены и нравственность, и патриотизм, и этика, и всё остальное, так необходимое для каждого члена общества. Где всё выше названное в обязательном порядке должно отвечать устоям и критериям, принятым в обществе гуманизма. Поэтому музыка – это жизненно важное искусство, неразрывно связанное с нашей жизнью.

Музыка звучит всегда и везде. Можно представить, что мы приходим на новогодний утренник в школу или детский сад, а музыки нет. Представим себе такую же ситуацию на молодёжной дискотеке. Музыка отражает нашу жизнь. Сколько сейчас появилась песен, тем или иным образом связанных с СВО. И здесь можно опять же привести высказывание Конфуция. Это высказывание тоже очень объёмное, но мысль такова: «Как живём, так и поем».

С детства я рос в музыкальной атмосфере. Родители мои хоть и не играли ни на одном музыкальном инструменте. Но я постоянно слышал музыку. Мама очень часто пела. И пела, при этом, в любой жизненной ситуации. Это, например, когда шила что-то на швейной машинке или готовила что-то на кухне. А папа был несколько музыкально сдержанным. Часто родители обсуждали музыкальные новинки.

И я, конечно же, был свидетелем всему этому. Это благодаря им у меня с детских лет укрепилось в сознании, что и опера, и балет – это крупный музыкальный спектакль. В 1984 году я возил маму в Ленинград, сейчас Санкт-Петербург. Помимо всех других театров и музеев мы в обязательном порядке посетили Мариинский театр и театр оперетты, а также концерты артистов эстрады.

– Студенты – народ весёлый и шебутной, как ладите с ними – доверительные отношения, держите дистанцию?

– Отношения всегда нормальные. Я не сторонник закручивать гайки. Но и не сторонник панибратства. Нужно учить, воспитывать и развивать. А этого я не смогу сделать, когда меня будут бояться. Тоже самое можно сказать про тех, кто в силу обстоятельств заигрывает со своими учениками. Хочет показаться или стать своим «в доску». Такого рано или поздно ждёт фиаско. Нужно быть профессионалом своего дела. А для этого нужно не только знать и уметь на все 100%, но и обладать такими личностными профессионально-значимыми качествами, как:

– аккуратность, внимательность, исполнительность, дисциплинированность, организованность, ответственность, пунктуальность;

– активность, настойчивость, амбициозность, решительность, инициативность, бесконфликтность, вежливость, коммуникабельность, обаяние, уравновешенность;

– порядочность, преданность, принципиальность, честность;

– самоконтроль, терпеливость, самостоятельность, стрессоустойчивость;

– энергичность, энтузиазм.

Кроме всего этого нужно знать молодёжь. Знать стремления, мысли, потребности и всё-всё остальное. В первую очередь, студент – это человек. Вот здесь мы одинаковы. И студент всегда поймёт – хорошо у тебя на душе или плохо. Здесь подходят слова песни:

Пусть на сердце боль или тревога,

Пусть пока что не везет в любви.

Все равно у школьного порога,

Оставляй все горести свои.

– Как относитесь к творчеству иностранных коллективов: the Beatles, Rolling stones, Led Zeppelin, UFO и другие?

– Это классика. И знать её и разбираться в ней обязательно. Нужно быть в курсе всех музыкальных новинок.

– Какая у вас общественная позиция? Надо ли всегда стремиться помочь людям, поднимать проблемные вопросы или плыть по течению?

– Состою в рядах КПРФ с 2015 года. Вступил в партию осознанно. Потому что убеждён, что на смену капитализму обязательно придёт социализм. Как бы не называли капитализм – с человеческим лицом или гуманным, всё равно рано или поздно произойдёт трансформация общества в сторону социально-значимых направлений в обществе. И это диалектика развития общества. Вот, что можно очень кратко и в общих чертах сказать о данной теории. Сейчас очень часто пугают коммунистами.

Наоборот, никто не собирается совершать переворот. Всё должно быть в рамках Конституции. КПРФ предлагает сплотиться всем вместе, создать правительство народного единства и бороться сообща со всеми негативными явлениями, которые, к большому сожалению, проявляются в нашем обществе. Всё это можно найти в программе партии. Так что рано или поздно за нами будущее. Конечно, кто-то считает наоборот, приводя в пример страны развитого капитализма. Но разве в любой из этих стран нет противоречий. Почему тогда люди в этих странах выходят с протестами, почему мы слышим о каких-то волнениях и прочее. Взять хотя бы Россию с периодом развития с 1991 года по наше время. Нам рисовали такие радужные картины. И где они? Где все наши колхозы-миллионеры? Раньше человек был на 100% уверен в завтрашнем дне. А сейчас?

Живём по той пословице «куда не кинь, всюду клин». Здесь кто-то с полным основанием возразит, что при социализме СССР было тоже много отрицательного. Да было. И я здесь согласен. И вот в этом случае хотелось бы привести слова одного из героев фильма «Любить по-русски», где он говорит следующее: «Так, как мы раньше жили, жить нельзя, а так, как мы сейчас живём, жить невозможно». Было много хорошего, но было и что-то отрицательное. Вот и надо было взяв всё хорошее, отринуть всё отрицательное, и строить общество. В котором бы человеку было жить комфортно.

Вот поэтому и сейчас. Не всё у нас так плохо. Будем реалистами. У нас есть много хорошего. Но, в то же время есть много и негативного. Вот и надо нам всем сплотиться. Не юлить, не обманывать себя и всех тех, кто рядом. Не искать выгоды для себя, думать о будущем. И только тогда, когда построим общество, в котором каждый индивид будет уважать взгляды и убеждения другого. Тогда мы справимся с любыми трудностями.

– Какие тенденции современного общества, современных отношений вам нравятся, а что нет? Корректно ли, на Ваш взгляд, сравнивать советское прошлое и нынешнее времена?

– В первую очередь мне не нравится, что кто-то жирует, а кто-то бедует. Это очень ёмкое выражение. В первую очередь можно подумать, что я против богатых. Нет, я не против богатых. Дай Бог, если человек добился этого своим трудом. Сколько у нас таких, в посёлке, в районе, в округе? Однозначно много. Со многими из них у меня дружеские отношения. И многие из них помогают тем, кто в силу обстоятельств оказался не в лучшей жизненной ситуации.

Это в плане межличностных отношений. Но кто-то, а их к сожалению, меньше, помогают родному посёлку, району, округу, краю. Здесь следует обратить внимание на людей среднего достатка, и тех, кто еле-еле сводит концы с концами. И вот эти люди по маленькой капельке помощи собирают море. Тогда так и хочется сказать, что человечность в нас не умерла.

Бесит чванливость отдельных чиновников. Заходишь в кабинет и видишь сидит такой или такая вся из себя… Про таких в народе говорят: «Сытый голодного не уразумеет». Или народная мудрость гласит: «Хочешь узнать человека, дай ему портфель» (т.е. власть). Но ведь есть же много и хороших, человечных людей в чиновничьей когорте разного ранга. И их, опять же мне встречается большинство.

С сожалением могу констатировать факт некоторой агрессивности в среде подростков и молодёжи. Вот здесь как педагог постоянно задаюсь вопросом: Что будет дальше? И здесь несомненно встаёт задача воспитания положительных социально-значимых качеств у подрастающего поколения. Эта задача не только образовательной сферы или семьи, а всего общества.

Но и отрадно, что большинство детей, подростков и юношества не растеряли душевность, которая перетекает во все моменты положительного межличностного отношения. Но сейчас следует отметить, что подрастающее поколение остро нуждается в нашей помощи. В равной степени так же, как и все стороны нашей жизни. А это и социальная сфера жизни, и сельское хозяйство, и промышленность и всё остальное.

Но больше всего мне не нравится необязательность, непостоянство и предательство. Потому что тот, кто предал один раз, предаст и дважды. И далее. Когда человек заявляет: сегодня я хочу, завтра не хочу, или сейчас я думаю одно, а потом другое. То в скором времени жди неприятностей.

Но люди у нас хорошие. Агинский округ славится людьми. Люди-то как раз и сохранили всё то, что завещали нам наши предки. Каждый индивидуален по-своему. И вот здесь следует отметить, что сравнивать или не сравнивать советское прошлое и нынешнее времена – это строго конфиденциально. Это дело лично каждого. А на каждый роток не накинешь платок.

– Планы на ближайшее будущее?

– По возможности работать, приносить пользу. Добиваться социальной справедливости в обществе. Возрождать родную Агу.