ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.05.2024, 19:16
АВТОР: М.С. Кряжев, источник фото: группа Агинского педагогического училища в соцсети

Агинское педагогическое училище в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Продолжение

Агинское педагогическое училище в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Продолжение — Забайкальское краевое отделение КПРФ
На фото выпуск и преподаватели 1940-1943 гг.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

В плане воспитательной работы в Агинском педагогическом училище во главу угла руководствовались директивой. В данном государственном документе было сказано: «Во всех учебных заведениях в первую очередь следует планово организовать воспитательную работу среди учащихся, воспитывая в них патриотический энтузиазм в годы отечественной войны, воспитывать дисциплину и сознание ответственности данного периода.  Воспитательная работа должна проходить во время занятий, в период внеклассных и кружковых работ, в общежитиях и общественно-культурных местах (в клубе, в кино, в театре и т.д.). Широко развернуть социалистическое соревнование меду классами, учащимися и учителями».

Именно поэтому особое внимание администрации Агинского педагогического училища было сосредоточено на повышении уровня качества воспитательной работы. Согласно архивным данным в декабре 1941 года в Агинском педагогическом училище обучались 115 студентов. Из них членами ВЛКСМ были 46 человек и 32 человека состояли в профсоюзной организации. Из общего числа студентов получали стипендию только 7 человек. Членами МОПР (Международная Организация Помощи Революционеров) были 56 человек. Сдали нормы ПВХО (Противовоздушная и химическая оборона) 115 человек.

Приведенные последние данные убедительно свидетельствуют о хорошо поставленной учебно-воспитательной работе в педагогическом училище. Так как для того чтобы иметь значок ПВХО нужно было не только выполнить нормы по физической подготовке. Нужно было иметь свой индивидуальный противогаз, знать и выполнять правила химической защиты, знать правила пожаротушения и выполнять их на практике, уметь тушить зажигательные бомбы,  уметь поставить заграждения для обозначения зараженной местности или опасного объекта и т.д.

Помимо всего прочего нужно было хорошо учиться и не иметь задолжности или плохие отметки по учебе. Состоять в одной из общественных организаций или быть активистом общественной жизни учебного заведения.  Успешно сдавшие нормы ПВХО могли быть рекомендованы как инструктора для обучения жителей населенного пункта нормам ПВХО.

Члены МОПР должны были очень хорошо знать политическую обстановку во всем мире. Как одна из общественных организаций МОПР была проводником внутренней и внешней политики СССР и партии большевиков. Именно поэтому большинство членов МОПР выступали как пропагандисты и агитаторы. Именно поэтому в педучилище 30 человек значились как пропагандисты и 30 человек значились как агитаторы.

Также в педагогическом училище 31 человек значились как культармеецы. На культармейцев, как участников культурного похода была возложена огромная для того времени функция – ликвидация неграмотности среди местного населения. Студенты-культармейцы Агинского педагогического училища как члены общественной организации занимались с неграмотными безвозмездно в свободное от занятий время.

Помимо этого 50 человек из общего числа студентов состояли в географическом кружке и 30 человек, соответственно, состояли в хоровом кружке. Приведенные архивные данные убедительно свидетельствуют, что воспитательная работа в Агинском педагогическом училище была поставлена на должной высоте. О чем свидетельствует отрывок из отчета директора Агинского педагогического училища Ефанова И.П. за первое полугодие 1941/1942 учебного года.

«На протяжении первого полугодия, - пишет Иван Петрович в отчете, - проведено три общих собрания, на которых ставились следующие вопросы: Задачи учебной четверти и учебного года, итоги учебной четверти и полугодия. Кроме общих вопросов на общих собраниях ставились доклады, которых за полугодие было семь. Доклады и лекции были на следующие темы: Доклад тов. Сталина, сделанный 3 июля 1941 года, 24 года Великой октябрьской революции, Немецкие фашисты – злейшие враги науки и культуры, О шестилетии злейшего убийства, О сталинской конституции, Тихоокеанская война. На протяжении всей четверти было организованно чтение газет ежедневно.

Классными организаторами на протяжении всего полугодия регулярно проводились собрания классов, где ставились вопросы: о социалистическом соревновании среди учащихся, делались доклады на темы отечественной войны и борьбы русского народа с немецким фашизмом, были также проведены беседы по сбору подарков бойцам Красной Армии. Всего проведено вечеров с художественными выступлениями учащихся под руководством учителей семь, а также сделаны два культпохода – один в кино и один в театр».

Следуя предписаниям того времени все студенты Агинского педагогического училища в обязательном порядке участвовали в социалистическом соревновании. В рамках социалистического соревнования между студентами вменялось обязательное ведение личного дневника, в котором должно было в обязательном порядке отмечаться: что планируется сделать, сроки выполнения, что сделано, эффективность и результативность выполненной работы.

Отдельные пункты дневника считались как обязательные. Например, нужно было в обязательном порядке указать такие формы учебной работы: как одну из мер повышения качества успеваемости - обязательная помощь отстающим в учебе или как одну из мер повышения качества знаний - взаимообучение и взаимопомощь. В обязательном порядке нужно было указать такие формы воспитательной работы как: степень участия в тимуровском движении, организация помощи семьям красноармейцев, работа как пионервожатого, количество проведенных воспитательных бесед с детьми и их эффективность и результативность и т.д.

Особое внимание уделялось политико-воспитательной работе. В данном случае нужно было в обязательном порядке указать такие формы работы: количество организованных с детьми читки отдельных статей из газет и журналов на политические темы и обсуждение прочитанного, количество проведенных политинформаций, Помимо всего прочего студент должен был указать качество успеваемости и качество знаний по отдельным учебным дисциплинам, посещение библиотеки, количество и тематику прочитанных книг.

Помимо этого в Агинском педагогическом училище широко практиковались формы воспитательной работы, которые повсеместно устраивались в то время в стране. Это, участие в коллективном прослушивании и обсуждение радиопередач на международные темы, антирелигиозные темы, темы о ходе отечественной войны против немецко-фашистких захватчиков и т.д. В обязательном порядке устраивались коллективное слушание и обсуждение докладов партийных и советских деятелей СССР, Читинской области и Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа. Также в обязательном порядке устраивались коллективные слушания и обсуждения сводок с фронта.

Периодически выпускались боевые листки, молнии и стенгазеты, в которых в обязательном порядке присутствовала одна из выше указанных тем обсуждения. Также в обязательном порядке указывались достижения отдельных классов и студентов, а также нарушители дисциплины, отстающие в учебе и студенты, пропускающие занятия. Особо популярным в педагогическом училище было устройство и проведение  устных журналов, главной темой которых было пропаганда положительных моментов в жизни училища и высмеивание ее негативных явлений.

Очень широко практиковалась такая форма работы как, формирование бригад из числа студентов и преподавателей, для сбора металлолома и лекарственных растений. Преподаватели и студенты Агинского педагогического училища также были активными участниками по сбору денежных средств в фонд строительства танковой колонны «Народный учитель», сбору денежных средств для создания авиационной эскадрильи «Комсомолец Забайкалья» и сбору теплых вещей для бойцов Красной армии.

 

ВЫПУСКНИКИ

Всего за годы Великой Отечественной войны Агинское педагогическое училище закончили 102 человека. Большая часть выпускников посвятила свою профессиональную жизнь педагогической деятельности. Очень многие из студентов Агинского педагогического училища военных лет отмечены званиями и знаками отличия народного образования, а также орденами и медалями СССР и Российской Федерации. Многие выпускники педагогического училища тех лет имеют ученую степень и звание.

Баржапов Дашинима после окончания училища в 1942 году работал в Зугалайской школе. В октябре этого же года был призван в армию. Воевал против немецко-фашистких захватчиков на Курской дуге. Участвовал в Корсунь-шевченковской операции. Награжден медалью «За отвагу». После войны в 1949 году окончил историческое отделение Читинского педагогического института. Работал в Ушарбайской, Спокойнинской (Орловской) школах. 

Дугаржапов Нима Жамсаранович после окончания Агинского педагогического училища работал заведующим Будаланской начальной школы. В 1943 году был призван в армию. Участвовал в войне против Японии. В 1950-1951 учебном году работал заведующим Гунэйской начальной школы. С осени 1951 года по 1952 год учился в Читинской областной совпартшколе. В 1952-1953 годах работал инструктором окружкома КПСС. В 1953-55 годах работал учителем Аргалейской начальной школы. С 1955 года работал в колхозе имени XIX партсъезда.

Балданова Цымжит Балдановна после окончания Агинского педагогического училища в 1942 году работала в Урдо-Агинской, Табтанайской, Агинской средних школах. В 1964 году окончила Читинский государственный институт им. Н.Г. Чернышевского, преподавала математику в Урдо-Агинской, Токчинской, Табтанайской и Агинской средних школах. Также работала заведующей учебной частью Агинской средней школы №1. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Кавалер ордена Ленина. Имеет звания - Заслуженный учитель школы РСФСР, Почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа.

Ракшаев Даши Ракшаевич – после окончания Агинского педагогического училища в 1944 году работал в с. Зуткулей. В 1949 году окончил Бурятский педагогический институт. Работал преподавателем истории и педагогики в Агинском педагогическом училище. В 1951-53 годах служил в рядах Советской Армии. Награжден медалью: «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Табхаев Дамдинжаб Табхаевич после окончания Агинского педагогического училища в 1944 по 1960 год работал учителей, заведующим в Дульдургинской, Ага-Хангильской, Улан-Ононской начальных школах. Награжден медалью: «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Малкова Евгения Иннокентьевна после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работала сначала учителем, а затем директором базовой школы АПУ. Также долгое время работала учителем начальных классов Агинской средней школы №2. Награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

Нимаева Дарима Нимаевна после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работала преподавателем математики в Агинской средней школе. С 1952 по 1982 годы работала в разных школах Бур. АССР. Награждена значком «Отличник народного образования», медалью: «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

Чирнинов Цыренжаб Чирнинович после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем в Ага-Хангильской, Зугалайской средней и Ушарбайской начальной школах. Награжден медалями: «За победу над Японией», «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Цыденов Цыбенжаб Эрдынеевич после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем в Ага-Хангильской начальной школе. Награжден медалями: «За победу над Японией», «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

Цыбенов Цыден Цыбенович после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем в Зугалайской, Ага-Хангильской, Дульдургинской и Ортуйской начальных школах. Награжден орденом Славы III степени и медалями.

Цырендоржиев Цынгэгарма Цырендоржиевич после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем в Челутайской начальной школе. С 1944 по 1951 г.г. служил в рядах Советской Армии. В 1951-1952 годах работал в окружном комитете ФК и спорта.

Намдакова Даприма Намдаковна после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работала учителем в Агинской средней школе в 1946-1947 гг. работала учителем в Улан_Булакской начальной школе. С 1947 года по 1963 год работала учителем в Будаланской начальной школе.

Батомункуев Норсон Батомункуевич после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем в Судунтуйской, Таптанайской начальной и Агинской средней школах. В 1944-51 гг. служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За победу над Японией», «За доблестный труд» и др.

Дугаржапов Самбо Цыренович после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем, заведующим Могойтуйской начальной школы. Присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Награжден медалями.

Жундуев Ринчин Жундуевич после окончания Агинского педагогического училища в 1944 работал учителем Гунэйской школы. Заочно окончил Читинский пединститут. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Японией» и др.

Тугдымгылыков Даба Батуевич. Выпускник 1946 года. Ушел на фронт в 1942 году и был направлен на Юго-Западный фронт. В 1943 году воевал в рядах войск Украинского фронта. Награды: «Орден Отечественной войны», медали «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 45 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 50 лет Победы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Доржиев Дашинима Доржиевич обучался в педагогическом училище с 1943 года. В 1952 году окончил историко-филологический факультет Бурятского государственного педагогического института. 1995 год – доктор филологических наук, профессор. Автор более 20 научных работ. Сочинения: «Старобурятский язык» – Улан-Удэ, 1992., «Муноонэй буряад хэлэнэй морфетикэ» («Современный бурятский язык»), «Морфемика, Муноонэй буряад хэлэнэй синтаксис.

Рыгзынов Санзая Ринчинович обучался в Агинском педагогическом училище с 1944 года. Кандидат педагогических наук. Работал учителем русского языка и литерутуры, директором Агинской средней школы №1, заведующим Агинским отделом народного образования, секретарем окружкома ВЛКСМ, инспектором облоно, деканом факультета ЗабГГПУ. Отличник народного просвещения, Отличнок народного образования СССР, награжден медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, Делегат Всероссийского съезда учителей.

Пубаев Регби Ешиевич обучался в Агинском педагогическом училище с 1944 года. Доктор исторических наук, общественный деятель. Опубликовал более 80-ти научных трудов, в т.ч.3 монографии. Работал президентом Бурятского отделения индийско-советской дружбы.

Жугдурова Норзогма Жугдуровна обучалась в Агинском педагогическом училище с 1944 года. Видный партийный работник. Кандидат философских наук. Заслуженный работник культуры республики Бурятия. Работала секретарем райкома, окружкома, заведующей отделом обкома партии. Одно из организаторов Ассоциации бурят, проживающих вне автономий. Награждена «Орденом знак Почета» и медалями.

Предоставленный список выпускников как никогда более убедительно свидетельствует, что работа Агинского педагогического училища с 1941 по 1945 годы во всех отношениях было поставлена на должном уровне. Великая Отечественная война в этот период времени создавала неимоверные трудности, которые приходилось преодолевать порой неимоверным трудом.

И именно поэтому на заседании исполкома окружного Совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа Читинской области в октябре 1946 года было решено: «Ходатайствовать перед Читинским облисполкомом, представить к вручению медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» директора Агинского педагогического училища Ефанова Е.П., Питерскую К.М. - повара столовой данного учебного заведения, и Симонову С.О. - учителя истории педагогического училища в с. Агинское». Также памятными подарками и почетными грамотами были отмечены также другие преподаватели и работники Агинского педагогического училища.