ВНИМАНИЕ!

В Забайкальском краевом комитете КПРФ сменился номер телефона.

Вы можете позвонить нам по следующим номерам:

8 (3022) 21-71-66,

8 (3022) 36-54-44

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ Забайкальского краевого комитета КПРФ

8-800-3022-114

Звонки для всех абонентов БЕСПЛАТНЫЕ

Счетчик посещаемости

Рейтинг@Mail.ru

Официальный сайт ЦК КПРФ

Кому выгоден ТОР?

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

В ноябре 2018 года Забайкальский край вошёл в Дальневосточный федеральный округ. И теперь один из разработанных для ДФО инструментов развития – создание ТОР (территория опережающего развития) – распространяется и на наш регион.

О возможном создании единой территории опережающего развития врио губернатора Александр Осипов впервые заявил в конце декабря 2018 года. 6 марта текущего года в Минвостокразвития России ставленником Кремля была направлена заявка, а спустя неделю правительственная подкомиссия во главе с вице-премьером – полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым – одобрила эту инициативу.

1 августа премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства РФ о создании ТОР «Забайкалье», на площадках которой планируется реализовать 15 проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых. С помощью данного инструмента региональные власти надеются вывести край из экономического кризиса.

ИТАК, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТОР?

Федеральный закон РФ №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», принятый Госдумой 23 декабря 2014 года и подписанный Путиным, даёт следующее определение: «Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности у населения».

Вроде бы название оптимистичное и говорит о развитии, но есть и другие оценки – отрицательные, говорящие о том, что ФЗ-473 о ТОРах, по существу, является якобы актом национального предательства. Так ли это?

Одна из основных претензий к закону – возможность юридически безупречно передать в аренду или продать огромные российские территории иностранцам для коммерческой деятельности. Причём, что и как они будут делать на этих территориях, окажется вне государственного контроля. Эти опасения довольно серьёзные. Не секрет, что после развала СССР было принято много антинародных законов (чего только стоит вступление в ВТО или проведение пенсионной реформы), которые принимаются, как правило, в удобное для правительства время – под шумок.

Сразу вслед за ФЗ-473 был принят ФЗ-519 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…». Для создания ТОР были изменены Гражданский, Градостроительный, Трудовой, Земельный, Лесной кодексы РФ; а также федеральные законы о законодательных и исполнительных органах власти субъектов РФ, о местном самоуправлении, приватизации, обязательном страховании, иностранцах, лицензировании, экологической экспертизе, таможенных отчислениях и другие законодательные акты Российской Федерации.

Созданная схема ограничивает региональную исполнительную власть и органы местного самоуправлении в правах надзора за ТОРами, передавая часть функций управляющим компаниям, которые могут контролироваться в интересах инвесторов, в том числе зарубежных.

Территория опережающего развития создаётся на 70 лет (вся биография СССР укладывается), срок её существования может быть продлён, что не предусмотрено в отношении особых экономических зон (далее – ОЭЗ, создаются на 49 лет) и зон территориального развития (далее – ЗТР, срок действия – 12 лет). Заявку на создание ТОР может подать руководство любого субъекта РФ, тогда как перечень регионов, на которых могут быть образованы ЗТР, составляет правительство РФ.

ТОРы, как правило, сейчас создаются под конкретных крупных инвесторов (зачастую иностранных), заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объём инвестиций и количество создаваемых рабочих мест.

В ряде ТОРов разрешено вести разработку месторождений полезных ископаемых и производить подакцизные товары. Для каждой территории правительством устанавливается перечень видов экономической деятельности, при которой действует особый правовой режим ведения бизнеса, минимальный объём капитальных вложений резидентов, положение о применении (или неприменении) процедуры свободной таможенной зоны.

Кроме того, в числе льгот для резидентов ТОР находятся: налоги на имущество и землю (может быть предусмотрено освобождение); льготный режим подключения к различным объектам инфраструктуры; возможность привлечения в льготном и ускоренном порядке иностранного квалифицированного персонала; использование санитарных и технических регламентов по примеру наиболее развитых государств ОЭСР; особый порядок пользования землей; льготные ставки по арендной плате; особый порядок проведения государственного контроля и муниципального надзора; предоставление особых государственных услуг и другие.

ЭТО УЖЕ БЫЛО

Аналогичные попытки нашей власти по созданию различных зон, территорий развития были неоднократны, но, как видно, роста экономики и развития в стране не отмечается.

В 2016 году глава контрольного управления президента Константин Чуйченко представил Владимиру Путину доклад, в котором говорилось, что с 2006 года на 33 особых экономических зонах в стране потрачено 186 млрд. рублей (122 млрд. из них – бюджетные средства), а налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд. рублей. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн. рублей – то есть в среднюю зарплату в РФ за 25 лет. По его словам, «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств» – вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно.

Ввиду этого Путин поручил правительству разработать единую стратегию работы ОЭЗ, а также обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмов их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания подобных экономических образований – по крайней мере, до разработки новых единых подходов к их созданию. Работа неэффективных зон прекращалась.

По мнению экспертов, идея ТОРов, несмотря на кажущуюся похожесть, по всем параметрам проигрывает существовавшей в Советском Союзе программе территориально-производственных комплексов. Тогда речь шла, действительно, о комплексном освоении территорий, был определённый план развития, привязанный и к сырьевой базе, и к трудовым ресурсам, предполагавший проектирование в течение очень долгого периода на уровне организаций, специально занимающихся региональным планированием. Нынешние же программы территориального развития отданы на откуп регионам и иностранному бизнесу. Учитывая слабость региональных бюджетов и управленцев, на практике это означает, что региональным планированием в нашей стране не занимается уже никто. В таких условиях идея ТОРов на начальном этапе носит виртуальный характер и весьма ограниченные перспективы, уверены эксперты. Так, при создании ТОРов на Дальнем Востоке основное внимание было уделено экономическим аспектам, а вопросы социального развития оказались на обочине, то есть забыли о главном – о людях.

ПОЧЕМУ ВЛАСТЬ НЕ СЛЫШИТ НАРОД?

Практики сдачи в аренду земель, в частности для ведения сельскохозяйственной деятельности, в России имеют место, однако принятие и реализация нового закона коренным образом изменит социально-экономическую ситуацию в стране. Согласно закону о ТОРах и ряду сопутствующих ему нормативных актов на выделенных территориях вводятся таможенные и иные налоговые послабления инвесторам, устанавливаются особые нормы рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, планируется передача на правах собственности или в аренду государственной и муниципальной собственности инвесторам, в том числе иностранным, допускается принудительное отчуждение земельных участков, привлечение иностранных специалистов к осуществлению медицинской и образовательной деятельности и др.

Учитывая серьёзность последствий данного нововведения, АНО «Независимый исследовательский Центр» сразу же после принятия ФЗ-473 провела опрос населения Забайкальского края с целью изучения отношения к закону о ТОРах. Общее количество опрошенных – 400 респондентов, опрос поимённый.

Опрос жителей именно данного региона, проведённый в декабре 2015 года, не случаен. В общественном дискурсе широко обсуждался вопрос о передачи территорий Забайкальского края в аренду Китаю на 49 лет. На уровне официальных структур проводились заседания и обсуждения, в частности, «Забайкальский форум приграничного сотрудничества-2015» проходил с участием высокопоставленных чиновников, функционеров, бизнесменов и учёных из России, Китая, Монголии и Японии. Со стороны общественности — организовано движение «Защитим российскую землю», выступившее против передачи земель в аренду.

Результаты научного опроса жителей Забайкальского края показали, что более половины респондентов (57,5%) знают о принятии закона о ТОРах, согласно которому целые города вместе с государственным имуществом передаются в управление частным (управляющим) компаниям для извлечения максимальной прибыли на срок 70 лет с правом продления. При этом подавляющее большинство опрошенных (93%) уверены, что власть не имела права без согласия с населением страны решать вопрос о передачи земель и государственного имущества в собственность бизнесу.

Подавляющее большинство опрошенных (90,5%) ответили, что они не хотят жить на территории, управляемой не государственными органами и местным самоуправлением, а управляемыми компаниями (бизнесом), иностранным в том числе. Также подавляющее большинство респондентов (93,7%) разделяют мнение, что вопросы передачи территорий в собственность, в длительную аренду бизнесу и иностранцам должны решаться с учётом мнения коренного населения.

78,3% опрошенных жителей Забайкальского края считают, что следует отменить Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» как антинародный, антиконституционный, угрожающий территориальной целостности РФ.

Среди последствий реализации нововведения опрошенные видят больше негативных последствий – вероятность заселения иностранцами и сокращение численности коренного населения. Результаты опроса, действия общественных активистов свидетельствуют, что часто органы власти не прислушиваются к мнению россиян по важным вопросам функционирования государства.

Освоение китайскими предпринимателями территорий Забайкальского края вызвало беспокойство и протесты местных жителей. Негативное отношение вызвало и загрязнение токсичными ядохимикатами участка в Иркутской области китайскими предпринимателями, повлекшее уничтожение плодородного слоя почвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суть программы ТОРов пока сводится к тому, чтобы завлечь инвесторов на конкретную территорию условиями льготного налогообложения и предоставлением инфраструктуры, построенной за бюджетные деньги. Системная работа и единое комплексное планирование отсутствует. Бюрократия, коррупция и недоверие к местным органам власти не дают возможности работать на них добропорядочным предпринимателям. Также стоит понимать, что целью инвесторов по-прежнему останется сверхприбыль, и под свои задачи они будут выжимать эти территории до последнего.

P.S.: После принятия закона о ТОР, с целью «сбалансировать население и обеспечить развитие», 29 октября 2015 года в КНР был снят запрет иметь второго ребёнка; а в России запланировали ввести китайский язык в ЕГЭ в 2018-2019 гг. – это станет достаточным основанием для поступления в вуз (как знание иностранного языка).

 

 

ЗА КПРФ!!!

Edit

Amount of short articles:

Amount of articles links:

You can order sections with dragging on list bellow:

  • ЗА КПРФ!!!
Сохранить
Отмена
Reset