ВНИМАНИЕ!

В Забайкальском краевом комитете КПРФ сменился номер телефона.

Вы можете позвонить нам по следующим номерам:

8 (3022) 21-71-66,

8 (3022) 36-54-44

ТЕЛЕФОН ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ Забайкальского краевого комитета КПРФ

8-800-3022-114

Звонки для всех абонентов БЕСПЛАТНЫЕ

Счетчик посещаемости

Рейтинг@Mail.ru

Официальный сайт ЦК КПРФ

В.Г. Поздняков в интервью газете «Коммунист Забайкалья» рассказал о комплексной программе развития региона

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Депутат-коммунист Владимир Поздняков, представляющий Забайкальский край в Государственной Думе, продолжает настаивать, что для ускоренного развития региона необходим комплексный подход, должна быть разработана особая программа, которая актуализирует критически важные проблемы и обеспечит их системное, а не фрагментарное решение. Интервью с В.Г. Поздняковым опубликовано в газете «Коммунист Забайкалья».

- Владимир Георгиевич, какие проблемы Вы считаете ключевыми для Забайкальского края?

- В настоящее время регион по уровню развития экономики, бюджетной сферы и инфраструктуры, качеству жизни населения находится на нижних строчках по России и ДФО, куда был включён Указом Президента РФ №632 от 3.11.2018 года.

Наш край – лидер в России по миграционному оттоку (6 место), преступности (3 место), по уровню безработицы (9 место), уровню бедности (7 место) и аутсайдер по продолжительности жизни (82 место), обеспечению жильем населения (77 место).

Пятая часть населения края (21,4%) проживает за чертой бедности, по уровню алкоголизации населения регион входит в десятку самых «пьющих» в стране. За последние 10 лет край покинуло 68,7 тыс. человек. Это только официальная статистика.

- В чём причины такой ситуации?

- Существует целый комплекс причин. Экономика Забайкальского края – одна из самых неразвитых на Дальнем Востоке, она базируется на проектах горнорудной отрасли, бюджетных отраслях и проектах Забайкальской железной дороги. При этом в регионе нет собственных крупных производств, доля обрабатывающей промышленности во Внутреннем региональном продукте (ВРП) не превышает 3,5%. Развитие традиционной для края отрасли – сельского хозяйства – сдерживается чрезвычайными явлениями природного характера (пожары, наводнения, засухи).

Регион не газифицирован, существует дефицит выработки электроэнергии, а мы имеем самые высокие тарифы на электроэнергию по низкому напряжению (на 76,5% выше, чем в Иркутской области, на 26% - чем в Хабаровском крае, на 21% - чем в Республике Саха (Якутия), на 8,5% - чем в Бурятии). Имеющиеся инфраструктурные ограничения делают край непривлекательным и неконкурентоспособным для инвесторов и реализации новых проектов. Наше приграничное положение позволяет ориентироваться на внешние рынки, в частности, страны АТР. Однако состояние приграничной инфраструктуры ненормативное и нуждается в модернизации и приведении к современным требованиям.

Ещё одна из важных причин - постоянная острая несбалансированность бюджета. Забайкальский край является дотационным регионом. На протяжении последних лет бюджет региона утверждается в объемах, не позволяющих выполнять первоочередные нормативные расходы. Бюджетные ограничения не позволяют финансировать программы экономического и социального развития, осуществлять бюджетные инвестиции в требуемых объемах. Доля финансовой помощи из федерального бюджета (за исключением субвенций) в среднем составляет 30%. Финансированием не обеспечены бесплатная медицинская помощь, разработка проектной документации для участия в национальных проектах и государственных программах РФ, подготовка объектов коммунальной инфраструктуры к зимнему периоду.

Прибавим к этому критическое состояние объектов социальной сферы и ЖКХ, плохую экологическую обстановку, низкую транспортную доступность, - всё это характеризует сложившуюся в Забайкальском крае ситуацию. Понятно, что она сложилась не за один год, проблемы копились, но своевременно не решались.

18 марта с.г. я направил запрос председателю Правительства РФ Михаилу Владимировичу Мишустину, который делал на этом посту свои первые шаги. Перечислив самые острые для региона проблемы, я предложил конкретные действия по каждому из направлений. Главным же, по моему мнению, должна быть комплексность подходов к решению этих задач. То есть не точечные решения, снимающие самые острые вопросы и позволяющие залатать ту или иную дыру, а продуманные механизмы, реально дающие эффект, взаимоувязанные с другими процессами и отраслями в регионе.

- Какова была реакция на Ваш запрос?

- Мой запрос был направлен во все профильные министерства и ведомства, что, сразу скажу, бывает далеко не с каждым обращением, особенно от депутата-коммуниста. Пока не готов сказать, что стало причиной – тот факт, что Михаил Владимирович только вступил на эту должность, обновление его команды, реальная острота поставленных мною вопросов… Так или иначе, я получил 16 ответов из федеральных министерств и служб. Поручение правительства дать мне пояснения проигнорировало только руководство ОАО РЖД. Учитывая низкую транспортную доступность региона, я считаю, что необходимо включить объекты Забайкальского края в инвестиционную программу ОАО «Российские железные дороги». Но ответа, повторю, нет.

- Как Вы оцениваете полученную информацию по Вашему запросу?

- Всё, казалось бы, хорошо. Чиновники отчитались, каждый в пределах своей компетенции. В их сообщениях говорится, что Минфином России и правительством края в прошлом году был подготовлен комплексный план ускоренного социально-экономического развития региона до 2025 года и на перспективу до 2035 года, который согласован со всеми федеральными органами исполнительной власти, и рассчитан на финансирование в 32 млрд. рублей. Из ответов же следует, что план этот является просто фрагментарным набором мероприятий, которые, конечно, окажут содействие развитию края, но серьёзного переломного значения иметь не будут.

Более того. Региональное правительство подготовило новый вариант комплексного плана, с потребностью в 576 млрд. рублей, попытавшись включить в него все проекты, планируемые к реализации на территории края. И вновь, это просто набор из 700 мероприятий. Никакой комплексности в нем по-прежнему нет.

- Что делать?

- Позволю себе привести сравнение с Калининградской областью, где реализация Федеральной целевой программы развития региона на период до 2020 года позволила существенным образом изменить социально-экономическую ситуацию, в том числе, кардинально нарастить поступления в бюджет.

Чтобы иметь реальный план действий по развитию нашего края, нужно разработать подобную комплексную целевую программу с постановкой целей по выходу Забайкальского края из статуса дотационного региона, существенному повышению уровня жизни населения, обеспечения уверенной конкурентной позиции не только с регионами Дальневосточного федерального округа, но и с приграничными территориями КНР.

Здесь важна именно комплексность, формат документа не имеет принципиального значения. Это может быть федеральная целевая программа, как действующие в настоящее время ФЦП Калининградской области, Республики Крым и г. Севастополя, Курильских островов Сахалинской области или Национальная программа, предложенная Президентом РФ и подготовленная в настоящее время только в отдельных субъектах Российской Федерации, например в Приморском крае и г. Севастополе.

- Какие проекты, на Ваш взгляд, могут стать локомотивами развития региона, и какие мероприятия для этого необходимы?

- Комплексная программа ускоренного социально-экономического развития Забайкальского края должна опираться на глубокий анализ ситуации, понимание путей решения проблем, на основе которых и формируется необходимый набор мероприятий. Главное, они должны быть взаимосвязаны между собой по технологической, инфраструктурной, социальной составляющим и потребности в трудовых ресурсах и специалистах.

Исходя из таких наборов взаимосвязанных мероприятий развития, включающих инвестиционные и инфраструктурные проекты, объединенные в территориальные кластеры (например, Северная часть Забайкальского края – освоение месторождений Удоканское, Апсатское, Чинейские, для которых необходимы такие объекты инфраструктуры как линии ВЛ (линии электропередач) Нижнеангарская-Удокан и Тында-Чита, железная дорога Чара-Чина, аэропорт в Новой Чаре, вахтовые поселки на месторождениях с медицинским и социальным обеспечением), и должна формироваться оценка необходимых ресурсов: финансовых, трудовых, организационных. На основе такой оценки, в свою очередь, должны определяться формы и масштабы участия Российской Федерации, ДФО, Забайкальского края, муниципальных образований, частных и государственных компаний.

Актуальным направлением развития Забайкальского края, имеющим первостепенное значение для России в целом, является отработка техногенных месторождений стратегических материалов, сосредоточенных в отвалах региона многих выработанных месторождений твердых полезных ископаемых. Одни лишь хвостохранилища Первомайского ГОКа содержат до 20 тысяч тонн дефицитного лития. Реализация таких проектов вдохнет жизнь во многие монопоселения Забайкальского края.

Я убеждён, что программный подход позволит рационально определить механизмы реализации, необходимые меры и инструменты государственной поддержки, а также реально просчитать экономические, бюджетные и социальные эффекты реализации программы, построить достижимую систему показателей развития и определить сроки и ответственных за их достижение, а также спрогнозировать экологическое воздействие реализуемых мероприятий и комплексно оценить риски для населения, природы и бизнеса Забайкалья.