ЗАБАЙКАЛЬСКОЕ КРАЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08.05.2024, 19:16
АВТОР: М.С. Кряжев, источник фото: группа Агинского педагогического училища в соцсети

Агинское педагогическое училище в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Агинское педагогическое училище в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. — Забайкальское краевое отделение КПРФ
На фото выпуск и преподаватели 1940-1943 гг.

Публикуем часть исследовательской работы о жизни педучилища в военные годы преподавателя Агинского педагогического колледжа им. Базара Ринчино, Отличника Народного просвещения, кандидата педагогических наук, первого секретаря Агинского местного отделения КПРФ Михаила Кряжева.

Одно из самых значительных мест в истории образования на Агинской земле по праву занимает государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования – Агинский педагогический колледж имени Базара Ринчино, который известен ранее как Агинское педагогическое училище. Данное учебное заведение было образованно в 1930 году. Педагогическому училищу в селе Агинское так же, как и профессионально-педагогическим учебным заведениям Забайкалья в Чите, Сретенске и Петровск-Забайкальском, уделялось огромное внимание.

 

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА

В то время народное образование Забайкалья находилось в сложном положении. Однако материальная база Агинского педагогического училища в предвоенный период времени находилась в довольно неплохом состоянии. Образовательное учреждение имело типовой для педагогических училищ того времени учебный корпус. Здание учебного корпуса было двухэтажным. В самом здании имелись 16 помещений, из которых был отдельный зал для занятий физкультурой, отдельный зрительный зал, библиотека, 4 помещения значились как административные (учительская, учебная часть очного отделения, учебная часть заочного отделения и директорская). Остальные помещения были отведены для занятий.

На территории педучилища были построены два здания, в которых располагались общежития вместительностью на 40 человек. Имеющиеся общежития полностью были обеспечены постельными принадлежностями и необходимой мебелью. Для поддержания порядка в каждом общежитии значился староста. Кроме этого на территории образовательного учреждения располагалась столовая. В столовой одновременно могли питаться от 40 до 60 человек.

Снабжение продуктами питания в столовую решением окружного исполнительного комитета ВКП(б) Агинского Бурят-Монгольского национального округа было возложено на окружной потребительский союз и местные подшефные колхозы. Для обеспечения столовой мясом в педагогическом училище функционировало подсобное хозяйство. Имелась своя конюшня на 5 лошадей, которые в основном использовались для хозяйственных нужд как гужевой транспорт.

Весной 1941 года Агинскому педагогическому училищу в целях обеспечения учащихся и преподавателей образовательного учреждения сельскохозяйственными продуктами был выделен участок площадью в 1,5 га. Летом 1941 года в училище был запланирован капитальный ремонт учебного корпуса, общежития и столовой. Даже была составлена смета на приобретение строительного материала и необходимого строительного оборудования.

Управление учебным заведением осуществлялось директором. Все вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса, решались на педагогических советах путем коллегиального голосования и оформлялись приказами. Контроль за выполнением решения педагогического совета и приказов было возложено на директора и учебную часть. Разрешение всех бытовых и хозяйственно-административных вопросов было возложено на заместителя директора по хозяйственной работе, работу которого контролировал директор педучилища.

 

ВОЙНА ВНЕСЛА КОРРЕКТИВЫ

В первой половине июня 1941 года заканчивались переводные и выпускные экзамены. Выпускной вечер был запланирован на 22 июня, на котором выпускникам были вручены дипломы об окончании учебного заведения. Всего получили дипломы об окончания училища 22 человека. Выпускники и преподаватели строили свои планы. Но начавшаяся война внесла свои коррективы. Были отменены отпуска преподавателей педагогических училищ. Запланированная августовская конференция преподавателей педагогических училищ в г. Сретенске тоже была отменена.

Вся распланированная мирная жизнь была подчинена ритму военного времени. Учитывая, что в скором времени будет намного труднее, директор педучилища Ефанов И.П., не дожидаясь санного пути, летом на телегах гужевым транспортом силами преподавателей вывозит 400 кубометров дров. Несмотря на создавшиеся трудности окружного масштаба на очередном заседании исполкома окружного Совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа Читинской области было решено помочь педагогическому училищу вывезти уголь в количестве 3 вагонов со станции Могойтуй автотранспортом к 15 августа 1941 года.

Ввиду не проведенного своевременно капитального ремонта Агинскому промкомбинату было поручено выделить педагогическому училищу 5000 шт. кирпича для ремонта печей и стройматериалы, олифу, оконное стекло, паклю, гвозди и т.д. для ремонта учебного корпуса, столовой и общежития. Председателю Агинского райисполкома т. Аюшиеву вменялось в обязанность принять меры для расселения студентов педучилища по квартирам в с. Агинское.

Огромное внимание в то время уделялось трудовой дисциплине. Например, в июле-августе 1941 года ряд учителей учебных заведений Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа были приговорены окружным судом к исправительным работам за опоздания на работу. Вместе с тем преподаватели Агинского педагогического училища относились к своей работе более чем добросовестно.

Всего в 1941/1942 учебном году в Агинском педагогическом училище было 8 преподавателей. Из них шестеро имели высшее образование и двое незаконченное высшее. Для того времени это был очень высокий показатель. Учитывая реалии военного периода времени, ограничивающие возможность созыва заочников на сессии и консультации, а также подчиняясь приказу Народного Комиссара Просвещения РСФСР №61-к от 21 ноября 1941 года, преподаватели педучилища сосредоточили внимание на организации самостоятельной работы студентов-заочников на дому.  

С этой целью с каждым заочником был составлен индивидуальный план самостоятельной работы по каждому предмету. Была оказана индивидуальная методическая помощь заочникам через преподавателей ближайших школ и районные педагогические кабинеты. На базе библиотеки Агинского педагогического училища, а также библиотек образовательных учреждений округа была оказана помощь в первоочередном приобретении учебной литературы или первоочередном получение ее во временное пользование.

Был установлен индивидуальный и групповой график посещения консультаций 1-2 раза в месяц в субботу после работы и на воскресенье по русскому языку, родному языку, литературе, родной литературе, математике, физике и химии. Также было установлена форма работы «письменная консультация» тем заочникам, которые в силу ряда обстоятельств не могли посещать консультации. С целью активизации данной формы работы была обеспечена своевременная высылка письменных консультаций и других указаний от преподавателя педагогического училища.

Согласно архивным данным на 1 августа 1941 года, было охвачено студентов заочного отделения – 71 человек, при общем подлежащем охвате 74 человека. Из них: на 1 курсе 26; на втором курсе – 34 и на 3 курсе 11 человек. Но война порождала все новые и новые трудности, решать которые в условиях народного образования приходилось учителям. Согласно отчетов заведующих школ Агинского Бурят-Монгольского Национального округа в школах только в первые годы войны наблюдается большой отсев учащихся.

Для более полной характеристики условий того времени можно привести выдержку из статьи Т.А. Константивой «Из истории народного образования в Читинской области в 1937-1945 гг.». «Очевиден факт, - пишет Татьяна Андреевна, - что за парты садились полуголодные, ослабленные дети, которых учили педагоги, не имеющие возможности ни полноценно отдыхать, ни полноценно питаться. Не приспособленные, плохо отапливаемые помещения, отсутствие как общей, так и учебной литературы, наглядных пособий и многие другие предметы военного времени никак не способствовали улучшению ситуации в народном образовании».

К данным фактам следует добавить и то, что многие студенты-заочники были призваны в ряды РККА. Именно сложившаяся ситуация того времени послужила причиной того, что большинство студентов-заочников не приступили к занятиям в период с осени года по осень 1943 года. Например, по данным отчета о работе школ Дульдургинского районного отдела народного образования за 1942/1943 учебный год при плане обучения заочников в 20 человек выехало в Агинское педагогическое училище 7 учителей-заочников.

Учитывая катастрофическое положение в системе народного образования в то время советским правительством, ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ начиная с осени 1942 года были приняты ряд положений и приказов относительно организации и содержания работы в разного рода типовых учебных заведениях. И именно положение ЦК ВКП(б) «О сохранение контингента учащихся» сыграло положительную роль в восстановлении и укреплении заочной формы обучения в педагогических училищах, педагогических институтах и университетах.

На одном из заседаний исполнительного комитета окружного совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа Читинской области 5 июня 1943 года заслушивался вопрос «О проведении экзаменационной сессии учителей-заочников Агинского национального округа». Путем голосования единогласно было установлено: «В соответствии с решением исполнительного комитета Областного Совета депутатов трудящихся за № 414 от 25 мая 1943 года провести летнюю учебно-экзаменационную сессию учителей-заочников при Агинском педучилище. За время сессии всем учителям-заочникам выплатить зарплату за июнь месяц. Освободить от мобилизации на сельскохозяйственные работы и от работы в школе. Обязать председателя Окрпотребсоюза т. Масленникова и завторготделом ОПС т. Компанеец обеспечить всех прибывших на сессию учителей-заочников бесперебойным питанием в закрытой столовой по установленным нормам. Заведующему окружным отделом народного образования т. Балдано обеспечить своевременную и полную явку учителей-заочников округа, подготовить помещения, снабдить необходимыми учебными пособиями, обеспечить преподавательским составом. Председателей райисполкомов обеспечить учителей-заочников средствами передвижения. Проверку исполнения настоящего решения возложить на заместителя председателя окрисполкома т. Дашиеву».

А в 1943/1944 учебном году директору Агинского педагогического училища было предписано полностью охватить зачетно-консультационной сессией педучилища всех учителей учебных заведений округа, не имеющих среднего образования. Потребовать от учителей округа неуклонного повышения своей деловой квалификации путем сдачи зачетов в Агинском педучилище за педагогический институт. Возбудить ходатайство перед отделом народного образования Читинской области об оставлении выпускников в количестве 14 человек 3 курса Агинского педучилища на учительскую работу в округе ввиду того, что в округе ощущается недостаток учителей начальных классов бурятских школ.

 

ЗАНЯТИЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Занятия со студентами-очниками в Агинском педагогическом училище начались с большим опозданием 1 октября 1941 года. Учебный план педагогического училища полностью подчинялся нормативным документам того времени, ориентированным на учебные заведения данной профессионально-образовательной сферы. На первом курсе студенты изучали: русский язык письменно и устно, литературу, арифметику, алгебру, геометрию, физику, химию, анатомию и физиологию тела, историю, географию, военное дело, чистописание, рисование и физкультуру.

Студенты второго курса изучали: русский язык и устно, литературу, арифметику, алгебру, геометрию, биологию растений, животных, основы Дарвинизма, психологию, педагогику, географию, физику, историю, рисование, чистописание, военное дело и физкультуру. Студенты-третьекурсники должны были изучать: русский язык письменно, устно, литературу, методику русского языка, детскую литературу, арифметику, методику арифметики, педагогику, основы Дарвинизма, методику естествознания, историю, историю СССР, методику географии, рисование, методику рисования, военное дело и физкультуру.

Так как Агинское педагогическое училище было ориентировано «на подготовку кадров для национальных школ в населенных пунктах с компактным проживанием бурятского населения» то учащиеся национальных классов дополнительно изучали: на первом курсе – родной язык устно, родной язык письменно, на втором курсе – родной язык устно, родной язык письменно, родную литературу и на третьем курсе – родной язык устно, родной язык письменно, методику родного языка родную литературу и методику родной литературы.

Вместе с тем, не на первом, втором и третьем курсах не преподавалось пение, а также методика пения на третьем курсе. Также не преподавался на первом, втором и третьем курсах иностранный язык. Русский язык и литературу во вторых и третьих классах преподавал Алсаев Н.А. Преподавал он эти предметов мастерски. В информационном отчете по Агинскому педагогическому училищу за 1941/1942 учебный год сказано: «Уроки Алсаева по указанным предметам всегда политически выдержанны, осуществляется увязка с современностью, а также при прохождении программного материала прививаются практические навыки путем систематических диктантов и практических работ».

Русский язык и литературу первых классах преподавала Еврейская А.С. «Еврейская, - пишет в указанном отчете директор Ефанов И.П., - как преподаватель русского языка и литературы в педучилищах вполне подготовлена. В педучилище работает первый год. Тщательно готовится к каждому уроку, а поэтому уроки по русскому языку и литературе всегда проходят на должной высоте. Положительным в работе Еврейской является то, что не сдавшие испытаний при поступлении в педучилище по русскому языку за первой полугодие выправились и в русской группе первого класса нет плохих отметок по этому предмету, а также нет плохих отметок по литературе».

Физику и математику преподавала Хамаганова М.Т. Материал Хамаганова объясняла хорошо, уроки проходили живо и интересно. Вместе с тем, по словам Ефанова И.П. «…основным недостатком для прочного усвоения и привития практических навыков в связи с прохождением программного материала является отсутствие необходимых кабинетов, а также наглядных пособий. Это все вместе взятое усугубляет неуспеваемость по физике и математике».

Историю преподавал директор училища Ефанов И.П. С 1942 года Историю СССР стала преподавать Симонова С.О. Уроки истории Ивана Петровича и Серафимы Осиповны всегда отличала тщательная подготовка. Учитывая реалии того времени уроки по истории всегда были политически выдержанны и правильно методически построены. На уроках всегда систематически использовался наглядный материал.

Преподавал военное дело и физкультуру Шаталин мастерски, но отсутствие педагогического опыта и мастерства сказались на дисциплине на занятиях. За что преподаватель не единожды получал замечания от директора.

Психологию и педагогику преподавал Гапоненко П.Е. В приведенном выше информационном отчете сказано: «Гапоненко П.Е. к работе относится добросовестно путем систематической подготовки. Прохождение программного материала по психологии и педагогике связывает с практикой в школе. Для работы в педагогическом училище подготовлен. Методика преподаваемых им предметов соответствует требованиям, предъявляемым к учителям».

Географию и теоретическую арифметику в третьих классах преподавал Гомбоин Д.Г. Директор педучилища Ефанов И.П. так охарактеризовал профессионально-педагогическое мастерство преподавателя. «Связь теории с практикой и современности по географии, - пишет он в отчете, - являются основой в работе Гомбоина. При объяснении материала урока оживляет применением наглядных пособий. Много работает с учащимися над картой».

Химию и естествознание преподавала Лопухова К.Ф. В информационном отчете Агинского педагогического училища за 1941/1942 учебный год сказано: «Лопухова К.Ф. в педучилище работает первый год. К работе вполне подготовлена. Материал урока излагает всегда правильно. Но недостаток материала по химии мешает делать уроки».

В то время большое внимание уделялось изготовлению наглядных пособий силами студентов под руководством преподавателя как одной из форм самостоятельной работы будущих учителей начальных классов. Это было обусловлено тем, что, составляя таблицы и графики, рисуя животных и растения, выполняя всевозможные эскизы и карты и т.д., студенты не только наглядно и более прочно усваивали учебный материал, но и получали новые сопутствующие знания, осваивали умения и навыки, необходимые в профессионально-педагогической деятельности. Но более всего они прочно осваивали умения и навыки по изготовлению наглядного материала, которого порой в то время зачастую в отдаленных насаленных пунктах не хватало.

Большое внимание в Агинском педагогическом училище уделялось педагогической практике. Для проведения пассивной практики (наблюдение уроков) и активной практики (дача пробных уроков) в начале каждого учебного года заключались договора с Агинской начальной школой и Агинской средней школой. Активная и пассивная практика давалась в течение первого полугодия каждого учебного года на третьем курсе. Во втором полугодии давалась однодневная педагогическая практика, где практикант под наблюдением методиста полностью выступал в качестве учителя.

Во время проведения педагогической практики практиканты осуществляли внеклассную воспитательную работу с учащимися, а также каждый практикант прикреплялся к классу начальной школы, где проводилась практика с начала и до конца учебного года в качестве помощника учителя. По окончании учебного года классный руководитель класса, в котором практикант выступал в качестве помощника учителя, давал характеристику практиканту и отзыв о прохождении учебной практики.

В начале каждого учебного года заведующей педагогической практикой составлялся график практики на каждое полугодие учебного года, составлялось расписание консультаций для практикантов у методистов. Кроме этого перед началом практики заведующей практикой проводилось совещание с учителями прикрепленных школ о задачах педагогической практики, прорабатывалась с учителями начальных школ программа и методические указания по практике. Для проведения педагогической практики выделялся свободный от занятий день в каждом классе. Класс, как тогда называлась учебная группа, разбивался на группы и практикант каждой группы, совместно с методистом давал пробные уроки. После урока данный пробный урок разбирался согласно инструкции.

Но ввиду того, что занятия осенью 1941 года начались с большим опозданием, в 1941/1942 учебном году пассивная практика вместо одной недели была закончена за два дня. Активная практика началась с 31 октября и проистекала до 1 января. За это время, в 3 «а» классе дача пробных уроков была закончена, за исключением четырех уроков истории, трех уроков по географии и трех уроков по естествознанию. По результатам однодневной практики во втором полугодии в данном классе все практиканты получили хорошо и отлично.

О прохождении педагогической практики в 3 «б» классе, класс, в котором подготавливались «учителя национальных школ в населенных пунктах с компактным проживанием бурятского населения» в информационном отчете за первое полугодие 1941/1942 учебного года написано следующее: «В связи с тем, что 3 «а» класс должен проходить педагогическую практику в бурятских классах, а таковых имеется в селе Агинское только один комплект при средней школе, то в этом классе мы вынуждены были ввести однодневную практику после дачи трех пробных уроков. Результаты педагогической практики в 3 «а» классе заключаются в следующем: из 16 человек по всем пробным урокам нет плохих оценок.  В большинстве случаев уроки по однодневной практике даны на хорошо и отлично».  

 

СТУДЕНТЫ

Из общего числа студентов на декабрь месяц 1941 года 8 человек были агинчанами и 107 человек были иногородними. 51 человек из числа иногородних студентов проживали на квартирах в с. Агинское. Ввиду того, что одно здание общежития было отдано под воинскую часть, из числа иногородних студентов 56 человек проживали в общежитии. Также под общежитие для студентов были приспособлены три помещения учебного корпуса, два помещения были отданы под квартиру преподавателям и одно помещение было отдано под квартиру техническому работнику.

Учитывая, что еще четыре помещения учебного корпуса использовались как административные и одно помещение использовалось как библиотека можно сказать, что с января 1942 года только в пяти помещениях учебного корпуса проходили учебные занятия. Такая скученность не могла не отразиться на качестве учебного процесса. О чем свидетельствуют архивные данные.

В статистическом отчете Агинского педагогического училища за 1941/1942 учебный год отмечено: «Всего обучались на конец учебного года на первом курсе 24 студента, на втором курсе 26 студентов и на третьем курсе 28 студентов. Всего – 78. Из них первый курс закончили – 21 студент, трое студентов первого курса переведены условно на второй курс с условием - ликвидировать все задолжности к 1 сентября 1942 года. Второй курс закончили 24 студента, один студент переведен на третий курс с условием - ликвидировать все задолжности к 1 сентября 1942 года и один студент отчислен за систематические пропуски занятий и как не явившийся на переводную экзаменационную сессию. Третий курс закончили – 22 студента, трое студентов получили справки о том, что прослушали полный курс обучения в педагогическом училище и трое студентов допущены к государственным экзаменам при условии - ликвидировать все задолжности до наступления государственных экзаменов».

Более того в 1941/1942 учебном году наблюдается большой отсев студентов. Например, если в октябре 1941 года к занятиям в Агинском педагогическом училище приступили 159 студентов, то уже в конце декабря этого же года в училище обучались 115 человек. Отсев студентов продолжался и во второй половине 1941-1942 учебного года. По данным статистического отчета директора Агинского педагогического училища за 1941/1942 учебный год на конец данного учебного года в училище обучались 78 студентов.

Таким образом, отсев студентов на период времени с октября 1941 года по декабрь этого же года составил 44 человека. В это же время отсев студентов на период времени с января 1942 года по июнь этого же года составил 37 человек. Всего же в 1941/1942 году 81 человек прекратили учебу в Агинском педагогическом училище.

В первую очередь можно сказать, что часть студентов-очников отсеялись по причине призыва в РККА. Например, только в сентябре месяце 11 студентов из числа второго и третьего курсов были призваны в ряды рабоче-крестьянской красной армии. Какая-то часть студентов отвлекались от занятий родителями, ввиду того, что некому было помочь по домашнему хозяйству. Какая-то часть студентов отвлекались председателями сельских советов и председателями колхозов как рабочая сила.

Но все же, большая часть студентов оставляла учебу потому, что не было продуктов питания. Администрация педагогического училища всячески содействовала устройству на работу таким студентам, отдельным студентам была оказана материальная помощь, «… с председателями колхозов проводились частные беседы, которые … совершенно отказались от помощи».

По сути дела такое положение было во всех учебных заведениях округа. В докладной записке на имя секретаря Окружкома ВКП(б) т. Оськина и председателя Окрисполкома т. Косыгина заведующий окружным отделом народного образования сообщает следующее: «В работе школ сейчас большим тормозом является отсутствие организованной подвозки продуктов питания для учащихся. Из-за отсутствия продуктов, школьники массами уходят из школ бросая учебу. … Кроме того у нас много детей школьников, у которых отцы или братья призваны в ряды Красной Армии и они мужественно защищают свою Родину на фронтах. Оставшиеся матери и жены со многими детьми и стариками находятся в тяжелейших материальных условиях».

 

ПОМОЩЬ ПЕДУЧИЛИЩУ

По причине катастрофического положения по снабжению студентов Агинского педагогического училища продуктами питания, а также в связи с тем, что данное учебное заведение в основном подготавливало учительские кадры для Агинского Бурят-Монгольского Национального округа местные ведущие партийные и советские организации округа полностью взяли под контроль педагогическое училище в с. Агинское.

Решением Бюро Агинского окружкома ВКП(б) по Агинскому району в феврале 1942 года была организованна дополнительная выдача продуктов детям красноармейцев и детям оставшихся без отцов. На заседании исполнительного комитета окружного совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа Читинской области 17 февраля 1942 года был утвержден план организации подсобного хозяйства Агинского педагогического училища. Был выделен участок площадью в 6 гектаров под посевы огородных и сельскохозяйственных культур, а также под расширение подсобного хозяйства.

Совместными усилиями преподаватели и студенты педагогического училища должны были засеять овсом 1,5 гектар, картофелем 1 гектар,  капустой 1 гектар, морковью 1,5 гектара, луком 0,1 гектара, редисом 0,25 гектара, свеклой 0,3 гектара и укропом 0,1 гектара. При этом планировалось собрать урожай овса - 90 центнеров с гектара, капусты –  90 центнеров с гектара, моркови – 80 центнеров с гектара, лука –50 центнеров с гектара, редиса –50 центнеров с гектара, свеклы –50 центнеров с гектара и укропа – 15 центнеров с гектара. В подсобном хозяйстве в обязательном порядке нужно было поставить на откорм 10 голов свиней и получить убойный вес 9 центнеров с одной головы, а также 3 кроликов  из них в обязательном порядке должен быть 1 самец и 2 самки.

Летом 1942 года на очередном заседании исполнительного комитета окружного совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа Читинской области было решено: «В связи с тем, что педучилище не обеспеченно полностью общежитиями обязать председателя исполкома Агинского райсовета т. Бадмажабэ оказать помощь в размещении учащихся педучилища в общежитиях школ с. Агинское. Обязать председателя исполкома Агинского райсовета т. Бадмажабэ через райтоп произвести вывоз дров педучилищу по заключенному договору».

Помимо этого, было решено обязать председателей исполкомов Агинского райсовета и Дульдургинского райсовета т. Манхирова и т. Бадмажабэ продать из колхозов педучилищу для развития подсобного хозяйства училища следующего скота:

а) из колхозов Дульдургинского района – рабочих лошадей 1 голову;  молочных коров 2 головы; овец 15 голов; коз 15 голов.

б) из колхозов Агинского района - рабочих лошадей 1 голову;  молочных коров 3 головы.

Обязать окрземотдел отвести педучилищу земельный участок в размере 10 гектаров для сенокосного угодия в одном массиве для ежегодной заготовки сена в количестве 60 тонн. Обязать председателя окрпотребсоюза и окрторготделом бесперебойно снабжать педучилище продуктами питания и строительными материалами. Примечательно, что исполнительный комитет окружного совета депутатов трудящихся Агинского Бурят-Монгольского Национального Округа очень пристально следил за всей жизнью педагогического училища в с. Агинское и в нужное время всегда оказывал помощь.

Например, 26 февраля 1944 года на заседании исполнительного комитета было решено обязать председателей райисполкомов: Агинского – т. Жамцарано, Дульдургинского – т.  Манхирова и Могойтуйского – т. Мункуева до 1 апреля обеспечить покупку Агинским педучилищем в колхозах районов по государственным ценам пригодного для работы и воспроизводства скота: в Агинском районе 2 рабочих лошади и 10 голов овец; в Дульдургинском районе – 3 дойных коровы; в Могойтуйском районе – 2 рабочих лошади и 15 голов овец. Обязать ОкрОЗО т. Кутузова оказать практическую помощь педучилищу в обеспечении семенами огородных культура для их посева весной. Просить облисполком обязать областной отдел народного образования ассигновать педучилищу 25000 рублей на развитие подсобного хозяйства.

Большое внимание советские и партийные органы обращали на то, как устроена жизнь простого преподавателя. Например, было решено организовывать бесплатные обеды для учителей в столовой учебного заведения. Директору Агинского педагогического училища было разрешено покупать в подшефных колхозах мясо для столовой согласно отпущенным фондам. Учителям, которые не имели подсобного хозяйства, было разрешено покупать дойных коров и коз в определенных для этого колхозах. Выдавать наиболее нуждающимся учителям дополнительно 500 грамм муки в день, при норме 9 кг муки в месяц на человека.

В августе 1944 года на сессии Агинского Районного Совета депутатов трудящихся было решено обязать директора Агинского промкомбината т. Батуева сшить 10 полушубков и 20 пар обуви учителям с. Агинское до 1 октября. Местные ведущие партийные и советские организации округа неоднократно рекомендовали директорам учебных заведений, в том числе и директору Агинского педагогического училища, из числа учащихся и преподавателей создавать бригады, которые бы занимались в свободное от занятий время ремонтом одежды и обуви.

Между тем чрезвычайно сложные условия военного времени послужили причиной того, что капитальный ремонт учебного корпуса, столовой и общежитий педагогического училища так и не был сделан. В скором времени в учебном корпусе  стал ощущаться недостаток постельных принадлежностей. В это же время учебные занятия стояли на грани срыва по причине нехватки лаповых стекол. Качество учебного процесса страдало также из-за неполноценного снабжения канцелярскими принадлежностями учебного заведения.

Учитывая все выше сказанное, было предложено в период летних каникул учителей, технических работников и членов их семей использовать в качестве рабочей силы в деле подготовки учебного заведения к новому учебному году. В самом учебном заведении в свободное от занятий время организовать воскресники по заготовке  дров и их вывозке. Организовать мастерские по изготовлению и ремонту мебели в учебном корпусе, столовой и общежитиях.

Начиная с января 1943 года стали систематически поводить медицинские осмотры учащихся учебных заведений в Агинском районе. Медицинские осмотры проводились также и среди студентов Агинского педагогического училища. В августе этого же года была создана комиссии в составе: Дашиевой (ОК ВКП(б), Дылгыровой (РК ВКП(б)), Гунгаевой (РК ВЛКСМ) и Буриной (Райздрав). Комиссией была поставлена задача «…выявлять больных учащихся и учащихся с ослабленным здоровьем».

Продолжение